Организация применяет УСН с объектом налогообложения "доходы". Возникнет ли у работника, получившего наличные денежные средства под отчет на хозяйственные нужды, обязанность по уплате НДФЛ, если организация не хранит документы, подтверждающие ее расходы?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 октября 2013 г. N 03-11-11/46739

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросам применения организацией законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и сообщает следующее.

В силу ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц" и "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

Согласно ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 226 Кодекса налоговый агент - российская организация, от которой или в результате отношений с которой налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 Кодекса, обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц. При этом организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Кодексом (п. 5 ст. 346.11 Кодекса).

Тот факт, что стоимость приобретенных физическим лицом (сотрудником) товарно-материальных ценностей, в силу применяемого организацией специального налогового режима - упрощенной системы налогообложения, не подлежит отнесению на расходы организации, не имеет значения для исчисления налога на доходы физических лиц.

Таким образом, определение дохода сотрудника, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, исчисление, удержание и уплата данного налога производятся организацией - налоговым агентом в общеустановленном порядке независимо от применяемого режима налогообложения.

При этом необходимо учитывать, что на основании п. 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации от 12.10.2011 N 373-П для выдачи наличных денег на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, работнику под отчет согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату, оформляется расходный кассовый ордер.

Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии - руководителю авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем, его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.

Одновременно сообщаем, что письма Минфина России являются ответами на конкретные запросы налогоплательщиков и не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, а также не являются нормативными правовыми актами.

В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 письма Департамента носят разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют руководствоваться нормами указанного законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данных письмах.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р. А.СААКЯН

31.10.2013