У российской организации есть представительство на территории иностранного государства. В 2007 г., руководствуясь разъяснениями Минфина России, организация облагала ЕСН выплаты, произведенные в пользу иностранных граждан - работников этого представительства. Следует ли организации произвести перерасчет налоговых обязательств по ЕСН в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ?
Ответ: Действительно, согласно разъяснениям Минфина России и налоговых органов выплаты, произведенные российской организацией в пользу иностранных граждан - работников представительства этой организации, расположенного за рубежом, должны были облагаться ЕСН (Письма Минфина России от 02.11.2005 N 03-05-01-04/351, УФНС России по г. Москве от 23.08.2005 N 21-11/60015).
Поскольку с 01.01.2003 (ст. 8 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах") в Налоговом кодексе РФ не содержалось норм, определяющих особенности обложения ЕСН выплат, производимых в пользу иностранных граждан, контролирующие органы считали, что налогообложение выплат в пользу данной категории физических лиц должно осуществляться в общеустановленном порядке.
Однако, по нашему мнению, положения НК РФ регулируют установление и взимание налогов в Российской Федерации. А ЕСН предназначен в том числе для мобилизации средств с целью реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. При этом на иностранных граждан, работающих за пределами территории РФ, не распространяются ни положения НК РФ, ни положения Трудового кодекса РФ, поскольку трудовые договоры с ними по законодательству РФ не заключаются.
Отметим, что аналогичной позиции придерживались и некоторые арбитражные суды (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.02.2007 N А56-20721/2006, Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.04.2006 N А40-27568/05-139-205). И если налогоплательщик готов был отстаивать свою точку зрения в суде, он и раньше мог не облагать ЕСН такие выплаты.
Согласно поправкам в НК РФ, вступающим в силу с 01.01.2008 и распространяющимся на правоотношения с 01.01.2007 (п. п. 1, 5 ст. 4 Федерального закона N 216-ФЗ), не признаются объектом налогообложения по ЕСН выплаты, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым или гражданско-правовым договорам, заключенным с российской организацией через ее обособленные подразделения, расположенные за пределами территории Российской Федерации (п. 1 ст. 236 НК РФ в редакции от 24.07.2007, пп. "а" п. 17 ст. 1 Федерального закона N 216-ФЗ).
И если организация придерживалась позиции, которую занимали Минфин России и налоговая служба, и облагала ЕСН выплаты по трудовым договорам, начисленные в пользу иностранных граждан, работающих в представительствах или филиалах российских организаций за рубежом, то она вправе уточнить свои налоговые обязательства по ЕСН в 2007 г. Образовавшуюся переплату по единому социальному налогу можно вернуть на расчетный счет или зачесть в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения (п. 1 ст. 78 НК РФ). Также придется подать уточненные декларации по налогу на прибыль за 2007 г. (п. 1 ст. 81 НК РФ), поскольку в ранее представленных декларациях сумма налога на прибыль была занижена в связи с тем, что суммы начисленного ЕСН были учтены в расходах (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
При этом надеемся, что Минфин России выпустит разъяснения об отсутствии оснований для начисления пени по налогу на прибыль, как это было после вступления в силу Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах". Ведь тогда Минфин России указал, что в случае возникновения недоимки по налогу на прибыль организаций в связи с применением положений Федерального закона N 58-ФЗ, распространяемых на прошлые налоговые периоды, пени не начисляются (Письмо Минфина России от 06.07.2005 N 03-03-02/18). И организации, которые сделают такой перерасчет в связи с изменениями, вносимыми Федерального закона N 216-ФЗ, не должны будут платить пени в бюджет.
А. Н.Краснопеева
Издательство "Главная книга"
21.09.2007