Об отсутствии оснований для исключения из объектов налогообложения земельным налогом земельного участка, расположенного под зданием, которому присвоен статус памятника государственного (областного) значения

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 сентября 2007 г. N 03-05-06-02/106

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу освобождения от уплаты земельного налога и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 388 гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

На основании п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок, т. е. зарегистрированное в установленном порядке право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования.

Как следует из письма и прилагаемых к нему материалов, земельный участок, на котором расположено здание учреждения, предоставлен организации на праве постоянного (бессрочного) пользования. Однако в письме отсутствует информация о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В связи с этим, если право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не зарегистрировано в установленном законом порядке, на основании ст. 388 Кодекса обязанность по уплате земельного налога не возникает.

Одновременно сообщаем, что в соответствии со ст. 389 Кодекса объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог. При этом объектом налогообложения по земельному налогу не признаются земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

Согласно пп. 4 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 30.11.1992 N 1487 "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации" присвоение конкретному объекту статуса особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации означает отнесение его к высшей категории охраны и учета, предполагающей особые формы государственной поддержки и включение его в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. При этом отнесение объектов к числу особо ценных осуществляется указом Президента Российской Федерации.

В соответствии с Постановлениями Главы Администрации Астраханской области от 27.12.1993 N 230 "О принятии на охрану государства объектов, представляющих историческую и культурную ценность" и от 27.10.1997 N 437 "О перечне памятников истории и культуры, расположенных на территории Астраханской области" зданию, в котором располагается учреждение, присвоен статус памятника государственного (областного) значения.

Учитывая, что земельный участок, на котором расположено здание учреждения, не соответствует требованиям, установленным пп. 2 п. 2 ст. 389 Кодекса, в отношении вышеуказанного земельного участка на федеральном уровне не предусмотрены исключения из объектов обложения земельным налогом.

Однако п. 2 ст. 387 Кодекса представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

20.09.2007