Какое определение понятия "сельскохозяйственный товаропроизводитель" следует применять в целях исчисления налога на прибыль и ЕСН?

Ответ: Согласно действующему законодательству о налогах и сборах сельскохозяйственные производители, не перешедшие на уплату ЕСХН, вправе применять пониженные ставки по ЕСН и налогу на прибыль (п. 1 ст. 241 Налогового кодекса РФ, ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ). При этом определения понятия "сельскохозяйственный товаропроизводитель" ни гл. 24 и 25 НК РФ, ни Федеральный закон от 06.08.2001 N 110-ФЗ не содержат, поэтому его следует применять в том значении, в котором оно содержится в других отраслях законодательства РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ).

В настоящее время определение этого понятия можно найти:

- в Федеральном законе от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (ст. 1);

- Федеральном законе от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (ст. 2);

- Федеральном законе от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (п. 1 ст. 3).

Кроме того, это определение есть и в гл. 26.1 НК РФ, посвященной единому сельскохозяйственному налогу (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

Учитывая то, что все противоречия и неясности законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ), по нашему мнению, при определении права на применение льготных ставок ЕСН и налога на прибыль организация вправе руководствоваться определением понятия "сельскохозяйственный товаропроизводитель", содержащимся в любом из вышеперечисленных Законов.

В то же время, по мнению Минфина России, с 01.01.2007, то есть с момента вступления в силу Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", при решении вопроса о применении пониженных ставок ЕСН необходимо руководствоваться только определением, приведенным в этом Федеральном законе (п. 1 ст. 18 Федерального закона N 264-ФЗ, Письма Минфина России от 02.04.2007 N 03-04-06-02/54, от 22.03.2007 N 03-04-07-02/10).

Отметим, что до 01.01.2007 Минфин России указывал на то, что в целях обложения ЕСН следует применять критерии отнесения организаций к сельскохозяйственным товаропроизводителям, приведенные в Федеральном законе "О сельскохозяйственной кооперации" (Письмо Минфина России от 18.04.2006 N 03-05-02-03/16). При этом неприемлемость использования определения, приведенного в Федеральном законе "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", специалисты финансового ведомства обосновывали тем, что этот Федеральный закон может применяться только для правового регулирования реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Однако, учитывая то, что налоговые органы обязаны руководствоваться разъяснениями Минфина России (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ), если организация, не удовлетворяющая критериям, предусмотренным Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства", в 2007 г. будет применять пониженные ставки ЕСН, то она должна быть готова отстаивать свои интересы перед налоговыми органами, в том числе и в судебном порядке. Необходимо отметить, что ранее существовали разъяснения Минфина, в которых специалисты этого ведомства соглашались с тем, что пониженные ставки ЕСН вправе применять организация, соответствующая определению понятия "сельскохозяйственный товаропроизводитель", содержащемуся в любом из действующих законов (п. 5 Письма Минфина России от 15.08.2005 N 03-05-02-03/40). Этот вывод нашел свое подтверждение и в практике арбитражных судов, в частности в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 18.04.2006 N Ф08-1476/2006-622А. Возможность применения определения, содержащегося в Федеральном законе "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", а также в ст. 346.2 НК РФ в целях исчисления ЕСН также следует из некоторых решений ФАС Северо-Западного округа (Постановления от 25.06.2007 N А05-12660/2006-18, от 01.06.2007 N А05-9980/2006-29, от 12.04.2007 N А05-10274/2006-18, от 05.04.2007 N А05-10789/2006-26).

Аналогичная ситуация складывается и с применением пониженных ставок по налогу на прибыль. В частности, ранее Минфин указывал на то, что применять пониженные ставки по налогу на прибыль могут только организации, соответствующие определению понятия "сельскохозяйственный товаропроизводитель", приведенному в Федеральном законе "О сельскохозяйственной кооперации" (Письма Минфина России от 12.12.2005 N 03-03-04/1/422, от 14.05.2005 N 03-03-02-04/1/118). Однако в Письме от 28.03.2007 N 03-03-06/1/180 Минфин России указал, что начиная с 01.01.2007 в целях налогообложения прибыли организаций для определения категории налогоплательщиков, именуемой "сельскохозяйственный товаропроизводитель", следует использовать положения Федерального закона "О развитии сельского хозяйства".

Между тем с 01.01.2008 вступают в силу изменения в НК РФ и Федеральный закон от 06.08.2001 N 110-ФЗ, согласно которым для применения пониженных ставок ЕСН и налога на прибыль организация должна будет соответствовать критериям, предусмотренным п. 2 ст. 346.2 НК РФ (п. 21 ст. 1, п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ).

А. П.Кошелев

Издательство "Главная книга"

19.09.2007