Является ли разглашением налоговой тайны публикация налоговым органом сведений об убыточности организации?

Ответ: Информация о финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности, в том числе о получении в отчетном периоде убытка, содержится в бухгалтерской отчетности организации (ст. 2 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. п. 4, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н).

Организации обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы по месту своего учета, а также в территориальные органы статистики (пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, п. 1 ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете").

Бухгалтерская отчетность организации является открытой для всех заинтересованных пользователей, в том числе учредителей, инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков. Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью (п. 42 ПБУ 4/99, п. 89 Положения по ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Кроме того, данные бухгалтерской отчетности могут быть представлены заинтересованным лицам службой госстатистики (п. 5.7 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 399). А ряд организаций обязаны публиковать свою отчетность (ст. 16 Федерального закона "О бухгалтерском учете").

Однако, несмотря на то что доступ к бухгалтерской отчетности организаций открыт для третьих лиц, сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, составляют налоговую тайну (ст. 102 НК РФ). Перечень сведений, не относящихся к налоговой тайне, является закрытым, информация об убыточности организации, полученная на основании бухгалтерской отчетности, представленной в налоговый орган, в этот перечень не включена (п. 1 ст. 102 НК РФ).

Кроме того, Конституционный Суд РФ указал, что в распоряжении налоговых органов оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика. Ее распространение может причинить ущерб интересам как отдельных граждан, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому доступ к подобной информации ограничен путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну (п. 2 мотивировочной части Определения от 30.09.2004 N 317-О).

Статья 102 НК РФ адресована именно налоговым органам, для них полученная информация является налоговой тайной, которую они разглашать не вправе (п. 3 мотивировочной части Определения КС РФ от 30.09.2004 N 317-О).

Минфин России тоже отмечал, что данными бухгалтерской отчетности заинтересованных пользователей должен обеспечивать Росстат (Письмо от 31.10.2006 N 07-05-04/13).

Поэтому, несмотря на то что заинтересованные лица могут получить информацию о финансовых результатах деятельности в органах статистики, налоговый орган не вправе публиковать сведения об убыточности компании, поскольку они составляют налоговую тайну.

Т. Г.Заграничная

Издательство "Главная книга"

19.09.2007