Правомерно ли нотариус, согласно пп. 5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ, исчислил размер госпошлины (нотариального тарифа) за выдачу физлицу свидетельства о праве на наследство на земельный участок исходя из его кадастровой стоимости, учитывая, что в представленном физлицом акте установления нормативной цены земельного участка была отражена и нормативная цена земли, и кадастровая, при этом последняя была более высокой?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 сентября 2007 г. N 03-05-07-03/37

В связи с повторным письмом по вопросу исчисления размера государственной пошлины (нотариального тарифа) за выдачу нотариусами свидетельства о праве на наследство на земельный участок Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества, определенная в соответствии с пп. 7 - 10 данного пункта.

По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп. 7 - 10 данного пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

В случае представления нескольких документов, выданных организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп. 7 - 10 данного пункта, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.25 Кодекса стоимость земельных участков может определяться как организациями, получившими в установленном порядке лицензию на оценку земельных участков, так и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области кадастра объектов недвижимости, и его территориальными подразделениями.

Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, вступившим в силу с 30 октября 2001 г., для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. В соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется нормативная цена земли.

Таким образом, нормативная стоимость земельного участка может применяться для целей налогообложения только при отсутствии кадастровой стоимости данного земельного участка.

Что касается слов "либо иной номинальной стоимости", то данная норма пп. 5 п. 1 ст. 333.25 Кодекса предусматривает определение стоимости наследуемого имущества, перечисленного в пп. 10 п. 1 ст. 333.25 Кодекса, к которому относится движимое имущество, в том числе акции и ценные бумаги, исходя из его номинальной стоимости.

Положение пп. 5 п. 1 ст. 333.25, на которое Вы ссылаетесь, касается случая, когда несколько наследников для получения свидетельства о праве на наследство в долевую или в совместную собственность представляют нотариусу различные документы о стоимости недвижимого имущества, выданные организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп. 7 - 10 данного пункта, с указанием различной стоимости наследуемого имущества (например, с кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка, с рыночной и инвентаризационной стоимостью строения), и в этом случае при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

19.09.2007