Вправе ли налогоплательщик воспользоваться льготой по налогу на имущество организаций, предусмотренной п. 3 ст. 381 НК РФ, если его учредителем является региональная, а не общероссийская организация инвалидов? При этом соответствие налогоплательщика иным установленным законом критериям для предоставления налоговой льготы, установленной п. 3 ст. 381 НК РФ (среднесписочная численность инвалидов, их доля в фонде оплаты труда и использование имущества организации), подтверждается уставом организации и результатами камеральных проверок

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 381 Налогового кодекса РФ от уплаты налога на имущество освобождаются:

- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ) граждане имеют право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Согласно ст. 5 Федерального закона N 82-ФЗ под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Одной из организационно-правовых форм общественных объединений являются общественные организации инвалидов.

В соответствии с абз. 2 ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

Согласно абз. 1 ст. 33 Федерального закона N 181-ФЗ общественные объединения, созданные в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов.

По территориальной сфере деятельности такие организации могут быть общероссийскими, межрегиональными, региональными и местными и равны перед законом независимо от их организационно-правовых форм в соответствии со ст. ст. 14 и 15 Федерального закона N 82-ФЗ.

Статьей 37 Федерального закона N 82-ФЗ предусмотрено, что общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Создаваемые общественными объединениями хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации вносят в соответствующие бюджеты платежи в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно Письмам Минфина России от 08.09.2006 N 03-03-04/4/145, от 22.04.2004 N 04-04-04/48 ст. 381 НК РФ не предусматривает льгот по уплате налога на имущество для общественных организаций инвалидов, не являющихся общероссийскими.

Одновременно Минфин России отмечает, что нормы гл. 30 НК РФ не исключают возможности предоставления общественным организациям инвалидов, не относящимся к общероссийским, льгот по уплате налога на имущество организаций. Так, ст. 372 НК РФ предусмотрено, что при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Решения о предоставлении налоговых льгот по налогу на имущество организаций отдельным категориями налогоплательщиков, в том числе и общественным организациям инвалидов, могут приниматься законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов Российской Федерации самостоятельно.

Вместе с тем согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 23.12.1999 N 18-П, освобождение от уплаты обязательных платежей как разновидность государственной поддержки адресовано одной и той же категории граждан - инвалидам, и поэтому не может зависеть от статуса общественной организации. Поэтому любые, а не только общероссийские общественные организации инвалидов должны иметь возможность получения такой поддержки.

Данный вывод согласуется и с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.02.2002 N 2695/01.

По мнению арбитражных судов, то обстоятельство, что учредителем налогоплательщика является региональная или местная, а не общероссийская общественная организация инвалидов, не лишает налогоплательщика права воспользоваться льготой, предусмотренной п. 3 ст. 381 НК РФ, при условии соответствия налогоплательщика иным критериям для предоставления налоговой льготы (среднесписочная численность инвалидов, их доля в фонде оплаты труда и использование имущества организации).

Данный вывод содержится, например, в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 27.11.2006 N А21-1510/2006, от 23.11.2006 N А21-1509/2006, от 23.11.2006 N А21-10924/2005.

Судьи исходят из того, что систематическое толкование п. 3 ст. 381 НК РФ (с учетом приведенных выводов Конституционного Суда РФ) позволяет признать, что региональный или местный статус организации - участника налогоплательщика не препятствует освобождению от налогообложения. Иное толкование материального закона привело бы к установлению необоснованных и несправедливых различий при предоставлении государственной поддержки общественным организациям инвалидов лишь по территориальному признаку их деятельности, без учета имеющих безусловный приоритет единых общественно полезных задач и целей, ради которых все они создаются и участвуют в хозяйственном обороте.

Таким образом, исходя из позиции Минфина России, то обстоятельство, что учредителем налогоплательщика является региональная, а не общероссийская общественная организация инвалидов, лишает налогоплательщика права воспользоваться льготой, предусмотренной п. 3 ст. 381 НК РФ, вместе с тем освобождение от уплаты налога на имущество такой организации может быть предусмотрено законом субъекта Российской Федерации на основании ст. 372 НК РФ.

Противоположную точку зрения налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в судебном порядке.

А. И.Хасанов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

14.09.2007