Является ли объектом налогообложения по транспортному налогу транспортное средство, находящееся у отдела вневедомственной охраны на праве оперативного управления и используемое для нужд обеспечения безопасности и охраны правопорядка?

Ответ: В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, не облагаются транспортным налогом.

Согласно п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. ст. 294 и 296 ГК РФ, определяющими право хозяйственного ведения и оперативного управления. При этом имущество закрепляется за учреждениями на праве оперативного управления.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, изложенным в Постановлении от 27.01.1999 N 2-П, в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент РФ может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Согласно ст. 1 Закона РФ "О милиции" от 18.04.1991 N 1026-1 (далее - Закон N 1026-1) милиция в Российской Федерации - это система государственных органов власти.

Статья 9 Закона N 1026-1 относит подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел к милиции общественной безопасности, осуществляющей свою деятельность в пределах полномочий, установленных Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 589 (далее - Положение).

Пунктом 1 названного Положения установлено, что вневедомственная охрана при органах внутренних дел создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.

Письмом ФНС России от 19.09.2006 N 21-4-04/384@ разъяснено, что поскольку подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел являются самостоятельными юридическими лицами и не относятся к федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, то уплата транспортного налога подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел должна производиться в общеустановленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Вместе с тем позиция налоговых органов по данному вопросу расходится со сложившейся арбитражной практикой.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.07.2006 N А33-17065/05-Ф02-3748/06-С1 арбитражный суд пришел к выводу о том, что транспортные средства, принадлежащие управлению вневедомственной охраны на праве оперативного управления, не являются объектами налогообложения по транспортному налогу в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ, поскольку подразделения вневедомственной охраны входят в систему МВД России и, следовательно, в систему федеральных органов исполнительной власти, а осуществляемая ими деятельность, связанная с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, по своему характеру приравнивается к военной службе.

Судьи также сослались на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 26.12.2002 N 17-П, согласно которой служба в органах внутренних дел Российской Федерации рассматривается как служба, аналогичная военной службе по смыслу ст. ст. 37 (ч. 1), 59 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. ст. 32 (ч. 4), 71 (п. "м"), 72 (п. "б" ч. 1) и 114 (п. п. "д", "е").

Аналогичные выводы содержатся также в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 04.09.2006 N Ф04-5517/2006(25820-А67-33), Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 04.05.2005 N Ф03-А51/05-2/850, Постановлении ФАС Уральского округа от 26.02.2007 N Ф09-924/07-С3.

Таким образом, отдел вневедомственной охраны является плательщиком транспортного налога относительно транспортных средств, находящихся у него в оперативном управлении и используемых в охране правопорядка.

Противоположную точку зрения налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в судебном порядке.

А. И.Хасанов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

14.09.2007