Является ли плательщиком земельного налога организация, получившая по договору ссуды муниципальное недвижимое имущество?

Ответ: Согласно ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ права на земельные участки приобретаются в соответствии с Земельным кодексом РФ.

В силу п. 3 ст. 5 ЗК РФ собственниками земельных участков признаются лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователями - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

Таким образом, для того чтобы стать субъектом платности землепользования, организация должна обладать одним из вышеперечисленных прав на земельный участок (кроме права безвозмездного срочного пользования).

Организация, получившая по договору ссуды муниципальное недвижимое имущество, не обладает ни одним из перечисленных в ст. 5 ЗК РФ прав на земельный участок, на котором расположено данное имущество.

В соответствии со ст. 689 Гражданского кодекса РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные статьями ГК РФ в отношении договора аренды.

При этом возможность приобретения ссудополучателем недвижимого имущества каких-либо прав на часть земельного участка, на котором расположено данное имущество, законом не предусмотрена.

Как следует из Письма Минфина России от 18.05.2002 N 04-02-06/1/73, ссудополучатель не является плательщиком земельного налога.

Данный вывод подтверждается также арбитражной практикой (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 25.12.2006 N Ф09-11298/06-С7 по делу N А60-12359/06, от 20.09.2004 N Ф09-3870/04-АК). Судьи отметили, что возложение обязанности по уплате земельного налога на ссудополучателя, получившего строения во временное пользование, означало бы право собственника строений (землепользователя) перелагать свое налоговое бремя на иных лиц, не обладающих вещным правом, что противоречит ст. 45 НК РФ.

При этом необходимо принимать во внимание, что указанные официальные разъяснения и судебные постановления приняты с учетом норм Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", утратившего силу с 01.01.2006.

Таким образом, по нашему мнению, организация, получившая по договору ссуды муниципальное недвижимое имущество, не является плательщиком земельного налога.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

13.09.2007