Вправе ли вновь созданное в результате реорганизации в форме преобразования юридическое лицо продолжать применять УСН как правопреемник реорганизованного юридического лица, которое имело право на применение данной системы налогообложения, или же на него распространяется порядок перехода на УСН, предусмотренный для вновь созданных организаций?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Согласно п. 1 ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном ст. 50 НК РФ.

Пунктом 9 ст. 50 НК РФ при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

Согласно ст. 57 Гражданского кодекса РФ преобразование является одной из форм реорганизации юридического лица.

На основании п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Положением п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.

Минфин России в Письме от 09.11.2006 N 03-11-04/2/233, руководствуясь тем, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) возникает новое юридическое лицо, указал, что на него распространяется порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, который предусмотрен п. 2 ст. 346.13 НК РФ, то есть тот же порядок, что и на вновь созданные организации. В частности, финансовое ведомство разъяснило, что вновь возникшее юридическое лицо при соблюдении положений п. 3 ст. 346.12 НК РФ может в установленный срок подать в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, указав в нем выбранный объект налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов).

К аналогичным выводам Минфин России приходил и в Письмах от 02.10.2006 N 03-11-04/2/194, от 04.09.2006 N 03-11-04/2/183, от 17.08.2006 N 03-11-02/180.

А в Письме от 23.05.2006 N 03-11-04/2/116 Минфин России обратил внимание, что согласно п. 9 ст. 50 НК РФ при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. Учитывая, что в соответствии со ст. ст. 346.13 и 346.14 НК РФ налогоплательщиком - реорганизованным юридическим лицом, применявшим упрощенную систему налогообложения и прекратившим свою деятельность в связи с его преобразованием, была выбрана упрощенная система налогообложения, по мнению Минфина России, его правопреемник - вновь возникшее юридическое лицо при исполнении обязанностей по уплате единого налога реорганизованного юридического лица должен применять ранее выбранную систему налогообложения.

Таким образом, исходя из позиции Минфина России, организация, реорганизованная путем преобразования общества с ограниченной ответственностью в закрытое акционерное общество, до указанной реорганизации применявшая упрощенную систему налогообложения, переход на данный специальный налоговый режим должна осуществить в порядке, установленном п. 2 ст. 346.13 НК РФ.

Налоговые органы по данному вопросу придерживаются аналогичной позиции (см., например, Письмо УФНС России по г. Москве от 06.07.2005 N 18-11/3/49091, Письмо УМНС России по г. Москве от 29.03.2004 N 21-09/21079). Так, в Письме УМНС России по г. Москве от 29.10.2003 N 21-09/60664 налоговые органы отмечают, что вновь возникшая в результате реорганизации организация не вправе применять упрощенную систему налогообложения без соблюдения порядка, предусмотренного ст. 346.13 НК РФ.

Однако судебная практика по данному вопросу поддерживает налогоплательщика. По мнению судов, поскольку при реорганизации юридического лица путем преобразования имеет место универсальное правопреемство, то к вновь возникшему юридическому лицу наряду с другими правами переходит и право реорганизованного юридического лица на применение упрощенной системы налогообложения. Такие выводы изложены в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.01.2005 N А19-7697/04-45-Ф02-5642/04-С1.

В аналогичной ситуации ФАС Уральского округа в Постановлении от 01.03.2007 N Ф09-1144/07-С3, указывая на правомерность применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, отмечает также, что ссылка налогового органа на Письмо Минфина России от 17.08.2006 N 03-11-02/180 подлежит отклонению в силу п. 7 ст. 3 НК РФ. При этом суд принял во внимание позицию Минфина России по спорному вопросу, изложенную в Письме от 23.05.2006 N 03-11-04/2/116.

Таким образом, учитывая позицию Минфина России и налоговых органов по данному вопросу, на вновь созданное в результате реорганизации в форме преобразования юридическое лицо распространяется порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, предусмотренный п. 2 ст. 346.13 НК РФ для вновь созданных организаций. Правомерность противоположной позиции, с учетом сформировавшейся арбитражной практики, налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

10.09.2007