Застройщик ввел в эксплуатацию жилой дом, квартиры переданы дольщикам. Электроснабжение жилого дома идет через трансформаторную подстанцию застройщика. Управляющая организация не оформила договор с энергоснабжающей организацией, исходя из этого всю потребленную жильцами электроэнергию выставляют застройщику по расценкам предприятия

По каким тарифам застройщик может перевыставить стоимость электроэнергии, потребленной жилым домом, управляющей организации? Если только по тарифам населения, то за счет какого источника застройщик может списать образовавшуюся разницу в тарифах в целях налога на прибыль?

Ответ: Застройщик может перевыставить стоимость электроэнергии, потребленной жилым домом, управляющей организации только по тарифам для населения (в г. Москве - по ставкам, утвержденным для населения и приравненных к нему категорий потребителей, которые установлены в Постановлении РЭК Москвы от 30.11.2012 N 292 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории города Москвы"). Тарифы на электроэнергию подлежат государственному регулированию, поэтому не могут быть изменены или скорректированы по усмотрению застройщика.

Застройщик может списать образовавшуюся разницу в тарифах, включив эти убытки в состав расходов в целях исчисления налога на прибыль в порядке гл. 25 Налогового кодекса РФ.

Обоснование: Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за электроснабжение входит в плату за коммунальные услуги.

По общему правилу размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ). Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).

Другими словами, тарифы на электроэнергию для населения подлежат государственному регулированию. Они утверждаются в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Постановлением ФЭК России от 06.11.1997 N 120 "Об утверждении необходимых условий для принятия Постановления ФЭК России о делегировании своих (части) полномочий в сфере регулирования естественных монополий в ТЭК Региональным энергетическим комиссиям (РЭК) субъектов Российской Федерации", Постановлением РЭК Москвы N 292. Тарифы на электроэнергию для населения не подлежат изменению или корректировке.

Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги (ч. 3 ст. 157 ЖК РФ).

Одним из способов управления многоквартирным домом в соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ является управление управляющей компанией. Именно управляющая компания несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ). В настоящее время действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи (п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ). До заключения договора управления многоквартирным домом между указанным лицом и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком (при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами) или управляющей организацией, с которой застройщик заключил договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома (ч. 14 ст. 161 ЖК РФ).

Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила), регламентирован порядок заключения управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями. В п. 4 Правил предусмотрено, что управляющая организация обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию в соответствии с договором управления многоквартирным домом возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг. Управляющая организация должна направить в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации (п. 5 Правил).

Как следует из приведенных норм, управляющая организация допустила неправомерные действия, приведшие к убыткам застройщика. В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Следовательно, застройщик может перевыставить стоимость электроэнергии, потребленной жилым домом, управляющей организации, но только по тарифам для населения.

Кроме того, согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

В силу положений ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Минфин России в Письме от 19.07.2013 N 03-03-06/1/28346 пояснил, что убыток, полученный застройщиком в связи с разницей между расходами по приобретению (созданию) электроэнергии и доходами в виде возмещения по тарифам для потребителей-граждан, можно учесть для целей налогообложения при условии соответствия критериям, установленным ст. 252 НК РФ.

Таким образом, списание образовавшейся разницы в тарифах застройщиком возможно путем включения этих убытков застройщика в состав расходов в целях налогообложения в порядке гл. 25 НК РФ.

С. В.Тимошкова

Группа компаний

"Аналитический Центр"

С. В.Соболева

Группа компаний

"Аналитический Центр"

30.10.2013