О порядке признания при исчислении налога на прибыль расходов на рекламу в отношении комбинированных рекламных продуктов с использованием товарного знака, являющегося частью фирменного наименования организации и используемого ею на законных основаниях

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 сентября 2007 г. N 03-03-06/3/17

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу признания при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль расходов на рекламу и сообщает следующее.

На основании ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 108-ФЗ) (утратившего силу с 01.07.2006) реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) допускается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон N 3520-1) использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) их упаковке правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора. Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации.

Статьей 26 Закона N 3520-1 предусмотрено, что право на использование товарного знака может быть предоставлено правообладателем (лицензиаром) другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу (лицензиату) по лицензионному договору в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.

В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Кодекса в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 Кодекса.

Пунктом 4 ст. 264 Кодекса предусмотрен перечень расходов, которые могут быть учтены организацией как расходы на рекламу в целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Предусмотренные указанным пунктом расходы принимаются к вычету при определении налогооблагаемой базы при наличии, соответственно, подтверждающих данные расходы документов. Расходы налогоплательщика на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 Кодекса, осуществленные им в течение налогового (отчетного) периода, для целей налогообложения прибыли организаций признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.

В случае если товарный знак является частью фирменного наименования организации-налогоплательщика и используется им на законных основаниях, то, по нашему мнению, комбинированный рекламный продукт с использованием данного товарного знака отвечает критериям, установленным ст. 2 Закона N 108-ФЗ, и затраты на такую рекламу могут быть отнесены налогоплательщиком к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, на основании пп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 Кодекса как расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров, товарного знака.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

10.09.2007