Вправе ли налогоплательщик воспользоваться льготой по налогу на имущество организаций, предусмотренной п. 3 ст. 381 НК РФ, если он является региональной, а не общероссийской организацией инвалидов?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 381 Налогового кодекса РФ от уплаты налога на имущество освобождаются:

- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг).

Согласно ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ) под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Одной из организационно-правовых форм общественных объединений являются общественные организации инвалидов.

Статьей 14 Федерального закона N 82-ФЗ установлено, что по территориальной сфере деятельности такие организации могут быть общероссийскими, межрегиональными, региональными и местными.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 82-ФЗ общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом.

Статья 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) предусматривает право инвалидов на создание общественных объединений, которые создаются и действуют в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей и представляют собой форму социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

Согласно абз. 1 ст. 33 Федерального закона N 181-ФЗ общественные объединения инвалидов создаются в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, то есть являются формой социальной защиты инвалидов.

В соответствии с абз. 2 ст. 33 Федерального закона N 181-ФЗ общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

Согласно Письму Минфина России от 22.04.2004 N 04-04-04/48 п. 3 ст. 381 НК РФ не предусматривает льгот по уплате налога на имущество для общественных организаций инвалидов, не являющихся общероссийскими.

Одновременно Минфин России отмечает, что нормы гл. 30 НК РФ не исключают возможности предоставления общественным организациям инвалидов, не относящимся к общероссийским, льгот по уплате налога на имущество организаций. Так, ст. 372 НК РФ предусмотрено, что при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Решения о предоставлении налоговых льгот по налогу на имущество организаций отдельным категориям налогоплательщиков, в том числе и общественным организациям инвалидов, могут приниматься законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов Российской Федерации самостоятельно.

Вместе с тем согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 23.12.1999 N 18-П, освобождение от уплаты налога на имущество организаций, как разновидность государственной поддержки, адресовано одной и той же категории граждан - инвалидам и поэтому не может зависеть от статуса общественной организации. Поэтому любые, а не только общероссийские общественные организации инвалидов должны иметь возможность получения такой поддержки.

Данный вывод согласуется и с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.02.2002 N 2695/01.

По мнению арбитражных судов, отсутствие у налогоплательщика статуса общероссийской общественной организации не лишает его права на применение указанной льготы по налогу на имущество организаций. Судьи отмечают, что точка зрения налогового органа в отношении региональной общественной организации инвалидов носит дискриминационный характер и противоречит принципу всеобщности и равенства налогообложения, закрепленному в ст. 3 НК РФ.

Данный вывод содержится, например, в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 16.06.2006 N А65-39050/2005-СА2-22, от 13.04.2006 N А65-16445/05-СА1-37, от 04.04.2006 N А57-22421/05-28.

Таким образом, исходя из позиции Минфина России, региональная общественная организация инвалидов не вправе применять льготу, предусмотренную п. 3 ст. 381 НК РФ.

Противоположную точку зрения налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.

А. И.Хасанов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

07.09.2007