Вправе ли организация воспользоваться льготой по транспортному налогу, предусмотренной пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ, в период с момента приобретения ею транспортного средства, используемого для грузовых и пассажирских перевозок, до момента получения лицензии на осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок?

Ответ: В п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ установлено, что объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Глава 28 НК РФ не раскрывает понятия "основной вид деятельности организации" для целей исчисления и уплаты транспортного налога.

Из п. 17.2 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, следует, что понятие "основной вид деятельности организации" является оценочным.

Главным подтверждением того, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются: 1) положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и др. документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации; 2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.

Для признания осуществляемого вида деятельности основным исследуются также следующие обстоятельства: факт получения выручки от пассажирских перевозок и ее размер; систематическое выполнение пассажирских перевозок в течение навигации; наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров.

При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с гл. 40 Гражданского кодекса РФ.

Перевозка грузов также регламентируется гл. XIV Кодекса внутреннего водного транспорта РФ и гл. VIII Кодекса торгового мореплавания РФ.

В соответствии с п. п. 56 - 66 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат в том числе следующие виды деятельности: перевозки морским транспортом пассажиров; перевозки морским транспортом грузов; перевозки внутренним водным транспортом пассажиров; перевозки внутренним водным транспортом грузов; перевозки воздушным транспортом пассажиров; перевозки воздушным транспортом грузов; перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом; перевозки железнодорожным транспортом грузов; перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа; транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути.

В арбитражной практике отсутствует единый подход по данному вопросу. Например, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 17.07.2006 N А39-8421/2005-4/10, Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2006 N Ф04-4528/2006(24538-А75-40) содержится вывод о том, что при отсутствии лицензии на осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок налогоплательщик не вправе воспользоваться льготой, предусмотренной пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ.

В то же время в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 12.12.2005 N Ф04-8887/2005(17755-А46-37) арбитражный суд пришел к выводу, что вопрос о наличии у налогоплательщика соответствующей лицензии и права на занятие лицензируемой деятельностью не связан с положениями гл. 28 НК РФ и отнесением либо исключением того или иного объекта из состава налогооблагаемой базы.

Таким образом, вопрос о необходимости соответствующей лицензии для применения льготы, предусмотренной пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ, не имеет однозначного решения. Право на использование льготы в отсутствие лицензии, видимо, придется отстаивать в суде.

А. И.Хасанов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

07.09.2007