Согласно паспорту теплохода эксплуатационная мощность двигателя равна 900 л. с., строительная мощность - 1000 л. с. Каким образом следует исчислять налогооблагаемую базу по транспортному налогу, если судно построено в 1977 г. и в настоящее время его двигатель уже не может развивать строительную мощность?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом обложения транспортным налогом признаются, в частности, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В соответствии с п. п. 18 и 20 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах. По водным транспортным средствам при определении налоговой базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством.

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, в паспорте транспортного средства указывается мощность двигателя в лошадиных силах или киловаттах, определяемая по ГОСТ 14846. Эти сведения могут заполняться на основании официально изданных технических характеристик, справочников, таблиц.

Глава 28 НК РФ не уточняет порядок определения налогооблагаемой базы по транспортному налогу в тех случаях, когда в регистрационных документах и в технической документации на соответствующее транспортное средство содержатся разные данные о мощности двигателя.

Разница в понятиях между эксплуатационной и строительной мощностями состоит в следующем. Значение предельно допустимой эффективной мощности дизеля, которую он может развивать ограниченное время, установленное заводом-изготовителем, определяет максимальную (строительную) мощность. К эксплуатационной мощности относят среднюю мощность дизеля при плановой загрузке и скорости судна.

Письмом Минфина России от 11.02.2005 N 03-06-04-04/09 разъяснено, что ст. 361 НК РФ налоговые ставки установлены применительно к максимальной мощности двигателя транспортного средства, которая указана в регистрационных документах на основе технической документации на соответствующее транспортное средство, независимо от мощности, развиваемой двигателем при различных режимах эксплуатации.

В то же время в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2005 N А33-26610/04-С3-Ф02-124/05-С1 суд признал правомерным исчисление налогоплательщиком транспортного налога исходя из эксплуатационной мощности двигателя, а не из его строительной мощности.

Суд исходил из того, что в классификационном свидетельстве на транспортное средство, свидетельстве о праве собственности на судно, в Государственном судовом реестре Российской Федерации указана мощность главного двигателя, равная эксплуатационной мощности, а также из того, что в силу длительной эксплуатации судно фактически не может уже развивать строительную мощность.

Таким образом, исходя из позиции Минфина России, при исчислении транспортного налога следует исходить из максимальной мощности двигателя, которая указана в регистрационных документах на основе технической документации на соответствующее транспортное средство, независимо от мощности, развиваемой двигателем при различных режимах эксплуатации.

Противоположную точку зрения налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в судебном порядке.

А. И.Хасанов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

07.09.2007