Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с нарушением авторских и смежных прав

(Миронова Е., Завидов Б.)

("Законность", N 3, 2000)

Текст документа

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ

Е. МИРОНОВА, Б. ЗАВИДОВ

Е. Миронова, старший научный сотрудник НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, кандидат юридических наук.

Б. Завидов, научный сотрудник того же НИИ, кандидат юридических наук.

Изучение материалов уголовных дел, возбужденных по ч. 1 или ч. 2 ст. 146 УК РФ, выявило следующие данные, характеризующие личность обвиняемого (подозреваемого). В абсолютном большинстве случаев (98%) это мужчины в возрасте от 18 до 30 лет. Есть и лица более старшего возраста, что, однако, характерно для тех, кто входит в составы преступных групп. Как правило, указанные лица не состоят на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах; многие ранее не судимы, хотя 7% из них привлекались к уголовной ответственности: за аналогичные преступления - 3%, остальные - по другим статьям УК РФ (кража, хулиганство).

На момент расследования уголовного дела около 80% указанных лиц не имели постоянного места работы. В связи с этим половина из них заключали договор на продажу и охрану контрафактной аудио-, видеопродукции и компьютерных компакт - дисков. Отвечая на вопрос, знали ли они, что реализуемая продукция является контрафактной, 70% отрицали это обстоятельство, остальные считали, что продажа указанной продукции не является уголовно наказуемым деянием, а может повлечь лишь административную ответственность, 62% являлись местными жителями.

Жителей сельской местности среди указанных лиц не встречается. Видимо, это отчасти объясняется тем, что местами сбыта контрафактной продукции, как правило, являются торговые точки в городских населенных пунктах, в подавляющем большинстве случаев в областных и (или) региональных центрах.

Учитывая, что реализация аудио-, видеопродукции, компьютерных компакт - дисков требует хотя бы элементарных знаний в области соответствующей техники (например, при необходимости проконсультировать покупателя), 62% реализаторов имеют высшее или неоконченное высшее образование, учатся на очных и заочных отделениях в высших учебных заведениях по техническим специальностям, около 20% имеют среднее специальное техническое образование.

По месту работы и учебы указанная категория лиц характеризуется в основном положительно. Многие из них устраивались на работу по устной договоренности с владельцами товаров на каникулярный период и в выходные дни, чтобы заработать деньги для семейных и личных нужд. Во многих случаях в состав преступной группы входят родственники.

В большинстве материалов уголовных дел характеристика, представленная с места жительства, является формальной: как правило, в ней указывается, что лицо проживает по указанному адресу и от соседей жалоб не поступало.

Практика показывает, что круг субъектов рассматриваемого преступления (владельцы товара, продавцы, охранники и др.) формируется из числа лиц, ранее знакомых друг с другом по месту работы, учебы, жительства, а также в связи с проведением совместного досуга.

Преступники приобретают контрафактную продукцию вначале в небольших количествах на оптовых рынках, складах (по 20 - 30 шт.) и сразу же реализуют ее в розницу в подобных торговых точках, в ряде случаев в тех же местах, где приобретают. Впоследствии, если реализация происходит на рынках, продавцы приобретают разовый билет на торговое место.

Одной из разновидностей приобретения контрафактной аудио-, видеопродукции, компьютерных компакт - дисков является покупка указанного товара у приезжих незнакомых лиц (в основном называют граждан Украины).

В следственной практике нередки случаи, когда реализатор контрафактной продукции, покупая ее оптом у незнакомых людей, затем хранил ее длительное время на складе, который на законной основе арендовал недалеко от места реализации - городского рынка. Продажа контрафактной продукции осуществлялась им лично как в помещении склада, так и на рынке. Лица, регулярно приобретавшие указанную продукцию на рынке (иногда большими партиями), считались спустя определенное время постоянными клиентами. Тогда реализатор предлагал им покупать продукцию на складе по более низким ценам.

Нередко, судя по результатам проведенного исследования, продавцы контрафактной продукции имеют свидетельства о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица: в этих случаях в материалах уголовных дел имеются соответствующие документы. Однако указанные лица достаточно часто приобретают контрафактную продукцию у незнакомых оптовых продавцов, не интересуясь, кто эти лица, имеют ли они разрешение на торговлю. Соответственно в данных случаях по фактам купли - продажи аудио-, видеокассет, компьютерных компакт - дисков стороны договоров не оформляют.

Период осуществления анализируемой незаконной деятельности колеблется от 1 - 2 месяцев до нескольких лет. Регулярность реализации указанной продукции находится в определенной зависимости от функциональной роли субъекта: является ли он поставщиком, хранителем, реализатором (продавцом) и др.

Обычно с продавцами контрафактного товара либо устанавливается устная договоренность (примерно в 53% случаев), либо заключается предусмотренный законом трудовой договор, о чем составляются соответствующие документы. При этом между сторонами договора не оговаривается характер продукции, подлежащей реализации: на практике продавцу наряду с иными товарами поставляются аудио-, видеокассеты, компьютерные компакт - диски контрафактного характера, которые он реализует, не интересуясь данными обстоятельствами.

В большинстве случаев (около 90%) реализаторы контрафактного товара распознают характер указанной продукции, и прежде всего - по ее внешним признакам, а также исходя из реальной цены соответствующего товара.

В то же время зачастую контрафактную продукцию не отличишь по внешним признакам от подлинной продукции правообладателя и требуется проведение специальной экспертизы.

Характерно, что подлинный полиграфический футляр коробки видеокассеты (оригинальная коробка видеокассеты) приобретается "пиратами" на рынке в Москве, именуемом "Горбушка", как раз у самих правообладателей. В 20 - 25% случаев пират торгует видеокассетами в подлинной упаковке.

Для большинства преступных групп в данной области характерны взаимоотношения, построенные на родстве, близком знакомстве, а также корыстной заинтересованности. При этом необходимо, как правило, наличие определенных знаний в области аудио-, видео-, компьютерной техники. Личностные характеристики указанных лиц в целом не отличаются от характеристик "реализаторов - одиночек": многие также имеют высшее и среднее специальное техническое образование, не работают по специальности, ранее не судимы, проживают в городской местности, по месту жительства характеризуются удовлетворительно.

Процесс реализации контрафактной продукции, осуществляемой группой лиц, в основном происходит через коммерческие торговые точки малого бизнеса. Так, в Рязани в течение 1,5 - 2 лет действовала группа лиц, организовавшая продажу контрафактной видео-, аудиопродукции в сорока восьми торговых точках.

Организатор одной из преступных групп Б., имеющий высшее образование, поставил "пиратское" дело с размахом. Он построил дом, специально переоборудовав его под мастерскую, в которой производилась вся контрафактная продукция. ОПГ имела хорошо разветвленную и продуманную систему взаимоотношений. Например, сожительнице В. была отведена роль куратора финансов. Л. отводилась роль заместителя директора по "коммерции": в его функции входило курирование вопросов снабжения и сбыта. В частности, Л. имел в своем подчинении снабженцев, один из которых закупал в Москве "чистые" незаписанные видеокассеты, привозил их в "мастерскую", сдавал по "черной" книге движения продукции лжеоператорам, которые на большом количестве видео-, аудиоаппаратуры (более 200 единиц) изготавливали контрафактную продукцию, а сбытчики забирали "пиратскую" продукцию из мастерской, развозили ее по торговым точкам Рязани, Рязанской, Владимирской и других областей.

В начале 1996 г. у Б. было только 8 торговых точек, в конце 1996 г. - 19, а в 1997 г. - более 40. При этом каждая точка в месяц давала чистой выручки 1,5 - 2 млн. руб. Каждый снабженец знал "свою" торговую точку, куда мог сдать полученную им в "мастерской" контрафактную продукцию. Он не мог сдать ее в другую торговую точку. Рядовые члены ОПГ и не могли представить размах деятельности всей ОПГ. К тому же, на высокие "должности" Б. брал только родственников или близких.

------------------------------------------------------------------

Название документа