Общество осуществляет лесозаготовительную деятельность на арендованных участках лесного фонда. В целях заготовки древесины необходимо осуществлять строительство временных лесовозных дорог со сроком полезного использования более года. Можно ли для целей исчисления налога на прибыль признать расходы на строительство лесовозных дорог?
Ответ: Расходы на строительство лесовозных дорог могут быть учтены для целей исчисления налога на прибыль путем начисления амортизации на данный объект основных средств.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, возможность учета для целей налогообложения тех или иных расходов зависит от их обоснованности и документального подтверждения. В первую очередь расходы, понесенные организацией, должны быть связаны с осуществляемой организацией деятельностью. Для обоснования расходов на строительство лесовозных дорог и учета их в расходах для целей налогообложения необходимо обратить внимание на следующее.
Согласно п. 8.10.1 Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ ПОТ РМ 001-97, утвержденных Постановлением Минтруда России от 21.03.1997 N 15 (далее - Правила), строительство и ремонт лесовозных дорог должны производиться по утвержденным проектам организации работ, разработанным в соответствии с Техническими указаниями по проектированию лесозаготовительных предприятий и Правилами.
Ввод в эксплуатацию новых и реконструированных магистральных лесовозных дорог, веток и усов разрешается только после приемки их специальной комиссией (п. 8.10.10 Правил).
ГОСТ 17461-84 "Межгосударственный стандарт. Технология лесозаготовительной промышленности. Термины и определения", утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 14.12.1984 N 4435, определено, что магистралью лесовозной дороги признается основной участок лесовозной дороги, связывающей осваиваемый лесной массив с лесопромышленным складом, грузосборочной дорогой и дорогой общего пользования или пунктом потребления, рассчитанный на весь период эксплуатации лесосырьевой базы предприятия.
Получается, что лесовозная дорога необходима организации для осуществления ее лесозаготовительной деятельности и, следовательно, расходы на ее строительство являются обоснованными с точки зрения налогового законодательства. Следующий момент, на который необходимо обратить внимание, касается порядка учета указанных выше расходов.
Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.
Пунктом 1 ст. 257 НК РФ установлено, что под основными средствами в целях гл. 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 40 000 руб.
Учитывая, что лесовозная дорога используется организацией для осуществления своей профессиональной деятельности, а также то, что срок ее полезного использования более 12 месяцев и первоначальная стоимость более 40 000 руб., расходы на строительство лесовозной дороги необходимо учитывать путем начисления амортизации по такому объекту основных средств.
Надо также отметить, что аналогичного мнения придерживается Минфин России в своем Письме от 20.10.2009 N 03-03-06/1/676.
Кроме того, из указанного Письма следует, что организация - арендатор земельного участка вправе начислять амортизацию по указанному объекту основных средств лишь в том периоде, в котором использует построенную лесовозную дорогу для извлечения дохода, то есть в пределах срока договора аренды земельного участка.
Д. В.Осипов
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
30.10.2013