Таможенно-тарифные правоотношения в таможенном союзе евразэс <1>
А.В. ПАЩЕНКО, В.В. ХРЕШКОВА
<1> В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта N 12-05-0019, реализованного в рамках Программы "Научный фонд НИУ ВШЭ" в 2012 - 2013 гг.
Пащенко Андрей Владимирович, кандидат медицинских наук, магистрант кафедры финансового права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".
Хрешкова Виктория Валентиновна, юрисконсульт 1-й категории финансово-договорного отдела Международного института экономики и финансов, преподаватель кафедры финансового права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".
Ключевые слова: таможенно-тарифные правоотношения, правоотношения, таможенные пошлины, таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз.
Понятие "таможенно-тарифное правоотношение" введено в оборот около 20 лет назад А.Н. Козыриным и неразрывно связано с таможенно-тарифным регулированием. Формирование Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию привели к необходимости пересмотра таможенно-тарифного регулирования. В связи с этим в статье делается попытка актуализации понятия таможенно-тарифного правоотношения, посредством которого реализуется таможенно-тарифное регулирование.
Customs and tariff relations in the EurAsEC Customs Union
A.V. Paschenko, V.V. Khreshkova
The concept of "customs tariff relationship" was put into circulation for about 20 years ago by Alexander Kozyrin and it is inextricably linked with the customs and tariff regulation. Formation of Customs Union within EurAsEC and the entry of the Russian Federation to the WTO led to the need to revise the customs and tariff regulation. In this regard, the article attempts to update the concept of customs and tariff relationship, which is used to implement the customs and tariff regulation.
Key words: customs and tariff relationships, legal relationships, customs duties, customs and tariff regulation, the Customs Union.
Еще недавно таможенно-тарифная политика Российской Федерации строилась исходя из принципа эскалации таможенного тарифа <2>, а вторым по значимости источником дохода федерального бюджета после налога на добавленную стоимость являлись таможенные пошлины <3>. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Международные обязательства Российской Федерации в связи с ее присоединением ко Всемирной торговой организации (далее - ВТО) ограничили суверенитет Российской Федерации в отношении ставок ввозных таможенных пошлин, большинство из которых в течение ближайших лет будут снижаться. Принимая во внимание, что в теории <4> и на практике <5> государственные расходы имеют тенденцию только к росту и существуют объективные причины привлечения государством займов и кредитов <6>, необходимо искать пути увеличения доходной части федерального бюджета для компенсации потерь, связанных со снижением ставок ввозных таможенных пошлин. Предлагаются непопулярные меры по увеличению налогового бремени <7>. Однако существует мнение, что повышение налоговых ставок сегодня неприемлемо <8>, а привлечение кредитов затруднено в связи с тем, что Российская Федерация, по мнению С.А. Сторчака, пока не готова к постоянному присутствию на рынке кредитов <9>.
<2> Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов. URL: http://www.economy.gov.ru.
<3> Учитывается структура только нефтегазовых доходов бюджета Российской Федерации. Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов. С. 18, 19; URL: http://www.minfin.ru.
<4> Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М., 1993. С. 7.
<5> Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов. С. 15; URL: http://www.minfin.ru.
<6> Сторчак С.А. Условные обязательства. М., 2009. С. 104 - 107.
<7> URL: http://www.rg.ru/printable/2012/02/17/roskosh-site.php.
<8> URL: http://www.ria.ru/economy/20120216/566922440-print.php.
<9> URL: http://www.rg.ru/printable/2012/02/19/storchak-site.php.
Вступление Российской Федерации в ВТО должно привести к увеличению объемов внешней торговли и сохранению за таможенными пошлинами существенной роли в формировании доходов федерального бюджета. Однако в изменившихся условиях ни законодательство, ни правовая доктрина не учитывают действующие международные обязательства Российской Федерации. Связано это с тем, что не успели "восстановить" таможенное право <10> после образования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - ТС ЕврАзЭС), как по нему до июля 2012 года будет нанесен новый "удар" - Российская Федерация станет полноправным членом ВТО. Такие кардинальные изменения не проходят бесследно, и требуют не только приведения нормативных правовых актов в соответствие с международными обязательствами и решения практических вопросов, но и пересмотра доктрины по многим вопросам. В 2010 и 2011 годах вышла серия научных публикаций, посвященных практическим аспектам перемещения товаров через таможенную границу ТС ЕврАзЭС <11>, но только в одной публикации было уделено внимание актуализации доктрины таможенного права <12>. Сегодня остается неактуализированным учение о таможенных пошлинах, не определены границы их правового регулирования в современных условиях. Поскольку "правоотношение - одна из центральных проблем правовой науки, теории права" <13>, то логично начать актуализацию именно с этой правовой категории - правоотношений, связанных с таможенными пошлинами.
<10> В данном случае таможенное право рассматриваться в широком смысле (как наука, отрасль законодательства и учебная дисциплина).
<11> См.: Бельтюкова А.А. Правовое регулирование таможенных процедур переработки в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Публично-правовое регулирование экономических отношений. 2010. N 2. С. 106 - 127; Шоренков Р.Н. Правовое регулирование таможенных процедур временного ввоза (допуска) и временного вывоза в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Реформы и право. 2011. N 2. С. 24 - 32; Пащенко А.В. Таможенная процедура беспошлинной торговли // Реформы и право. 2011. N 1. С. 23 - 28; Хрешкова В.В. Правовое регулирование таможенного декларирования товаров в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Реформы и право. 2011. N 2. С. 32 - 40.
<12> Трошкина Т.Н. Нетарифное регулирование внешней торговли в Российской Федерации // Реформы и право. 2010. N 4. С. 34 - 42.
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник Н.И. Матузова, А.В. Малько "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.
<13> Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2011. С. 377.
В исследованиях, посвященных институту таможенных пошлин и проводимых до 1994 года, правоотношения, связанные с таможенными пошлинами, рассматривались отдельно друг от друга и объединялись лишь понятием "таможенно-тарифное регулирование". В 1994 году А.Н. Козырин ввел понятие "таможенно-тарифное правоотношение". Выделение данной группы правоотношений было обусловлено тем, что "действие таможенно-тарифного регулирования распространяется не на все виды таможенных отношений, а только на часть из них - таможенно-тарифные отношения" <14>. Под таможенно-тарифными правоотношениями понимались "регулируемые нормами таможенного законодательства отношения, которые связаны с обложением товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенными пошлинами, ставки которых систематизированы в специальной таблице - таможенном тарифе" <15>.
<14> Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма (сравнительно-правовое исследование): Дис. ... док. юр. наук. М., 1994. С. 46.
<15> Козырин А.Н. Указ. соч. С. 47.
В 2001 году Т.Н. Трошкина уточнила определение таможенно-тарифных правоотношений. Под таможенно-тарифными правоотношениями она предложила понимать "урегулированные таможенно-правовыми нормами отношения, которые связаны с обложением таможенной пошлиной товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации" <16>.
<16> Трошкина Т.Н. Таможенная пошлина в механизме таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности (правовые аспекты): Автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2001. С. 14.
Рассмотрим указанные определения понятия "таможенно-тарифные правоотношения" с целью их актуализации.
В определениях отмечено, что таможенно-тарифные правоотношения связаны с обложением таможенной пошлиной. При этом не уточняется, что является критерием, на основании которого можно определить, что существует связь правоотношения с обложением товаров таможенной пошлиной. Для определения такого критерия необходимо установить, какие правоотношения относятся к таможенно-тарифным.
Таможенно-тарифные правоотношения относятся к таможенно-финансовым правоотношениям, которые, в свою очередь, являются финансовыми правоотношениями <17>. Это позволяет использовать подходы, применяемые для анализа финансовых правоотношений, для изучения таможенно-тарифных правоотношений. Ранее было доказано, что одним из признаков таможенно-тарифного правоотношения является налоговый характер <18>. Поэтому оправданным подходом для определения критерия связи таможенно-тарифного правоотношения с уплатой таможенной пошлины будет применение аналогии с налоговыми правоотношениями. Возможность применения метода аналогии подтверждается тем, что в соответствии со ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (в редакции от 29 июля 2004 года) <19> до 1 января 2005 года таможенная пошлина относилась к федеральным налогам и сборам.
<17> Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма (сравнительно-правовое исследование)... С. 47.
<18> Трошкина Т.Н. Таможенная пошлина в механизме таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности (правовые аспекты)... С. 84.
<19> Российская газета. N 148 - 149. 06.08.1998.
К налоговым правоотношениям относятся правоотношения "по поводу собственности - по ее ограничению, взиманию, контролю" <20>. При этом правоотношения по взиманию являются имущественными правоотношениями, а правоотношения по ограничению и контролю - организационными правоотношениями, тесно связанными с имущественными правоотношениями. Тесная связь организационных и имущественных правоотношений позволяет относить к налоговым правоотношениям отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения <21>.
<20> Демин А.В. Налоговое право России. М., 2006. С. 16.
<21> Орлов М.Ю. Реформы и право. 2008. N 1.
По аналогии невозможно рассматривать отдельно правоотношения по установлению и взиманию таможенных пошлин, а также правоотношения по осуществлению контроля, обжалованию актов таможенных органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности. Указанные правоотношения образуют сложную систему, в которой одно правоотношение приводит к возникновению, прекращению или изменению структуры иных правоотношений. В этой системе, исключая правоотношение по установлению таможенных пошлин, центральным будет правоотношение, в рамках которого исполняется обязанность по уплате таможенных пошлин. Таким образом, критерием, на основании которого можно определить связь правоотношения с обложением таможенной пошлиной, является возможность через такое правоотношение повлиять на обязанность субъекта уплатить таможенные пошлины, то есть изменить юридическое содержание центрального правоотношения.
Следовательно, к таможенно-тарифным правоотношениям следует относить отношения по установлению, взиманию таможенных пошлин, а также связанные с ними отношения по контролю, обжалованию актов таможенных органов и привлечению к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин. По аналогии с налоговыми правоотношениями <22> не следует смешивать таможенно-тарифную ответственность с уголовной и административной ответственностью. Например, привлечение лица к административной ответственности в соответствии со ст. 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <23> не относится к таможенно-тарифной ответственности. К таможенно-тарифной ответственности следует относить, например, санкцию в виде исключения лица из реестра таможенных перевозчиков в соответствии с п. 2 ст. 20 Таможенного кодекса Таможенного союза <24> (далее - ТК ТС - ЕврАзЭС) в случае неисполнения этим лицом обязанности по уплате таможенных пошлин. Институт таможенно-тарифной ответственности в настоящее время не развит, но с его помощью можно стимулировать уплату таможенных пошлин в полном объеме и тем самым увеличить доходы федерального бюджета.
<22> Орлов М.Ю. Десять лекций о налоговом праве России: Учебное пособие. М., 2009. С. 189.
<23> Российская газета. N 256. 31.12.2001.
<24> URL: http://www.tsouz.ru.
В понятие "таможенной пошлины" включают импортные (ввозные) и экспортные (вывозные) таможенные пошлины, однако данное уточнение отсутствует в существующих определениях таможенно-тарифных правоотношений. Возникает вопрос о целесообразности такого уточнения. Все платежи, предусмотренные таможенным законодательством ТС - ЕврАзЭС, в которых упоминается слово "пошлина", можно разбить на две группы. Первая группа включает таможенные пошлины, к которым относятся ввозная таможенная пошлина и вывозная таможенная пошлина. Вторая группа состоит из специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин. Использование одного и того же слова "пошлина" приводит к ошибкам, которые, как было метко подмечено, "укоренились" в современной литературе и встречаются как в учебниках по экономике... так и по праву" <25>. Так, в одном из учебников по таможенному праву выделяются партикулярные таможенные пошлины <26>, к которым автор относит специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины <27>. Однако сходство между двумя указанными группами лишь внешнее и ограничивается наличием в составе понятий слова "пошлина".
<25> Трошкина Т.Н. Нетарифные меры в системе государственного регулирования международной торговли. М., 2010. С. 15, 16.
<26> Таможенное право / Отв. ред. О.Ю. Бакаева. М., 2008. С. 301.
<27> Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. М., 2005. С. 104.
В соответствии с п. 24 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <28> путем установления таможенных пошлин (ввозной и вывозной) осуществляется таможенно-тарифный метод государственного регулирования внешней торговли. Специальные, компенсационные и антидемпинговые пошлины входят в арсенал, соответственно, специальных, компенсационных и антидемпинговых мер, отнесенных п. 17 ст. 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" к нетарифному регулированию. В отличие от таможенных пошлин (ввозной и вывозной)специальные, компенсационные и антидемпинговые пошлины являются лишь одним из альтернативных вариантов нетарифного регулирования. Например, возможность применения в качестве нетарифного регулирования как пошлин (специальной, антидемпинговой, компенсационной), так и иных эквивалентных мер предусмотрена в таможенном законодательстве ТС ЕврАзЭС и установлена ст. 2 Протокола о механизме применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств - участников Таможенного союза <29>.
<28> Российская газета. N 254. 18.12.2003.
<29> URL: http://www.tsouz.ru.
Отнесение таможенных пошлин (ввозной и вывозной) к таможенно-тарифным инструментам <30>, а специальных, антидемпинговых и компенсационных - к нетарифным нашло свое отражение и в доктрине таможенного права <31>. Д.И. Менделеев, характеризуя таможенные тарифы зарубежных стран, отмечал, что "... большинство стран Европы соединяют в таможенных своих тарифах интересы фискальные с охранительными, и этой комбинации нельзя отказать в целесообразности" <32>. Проводя анализ структуры доходов федерального бюджета, можно увидеть, что фискальные интересы доминируют над охранительными интересами, когда речь идет о таможенных пошлинах, а при введении специальных, компенсационных и антидемпинговых пошлин охранительные интересы ставятся на первое место.
<30> Трошкина Т.Н. Обязательные платежи в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации. М., 2006. С. 103.
<31> Там же. С. 137.
<32> Менделеев Д.И. Толковый тариф или исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом. СПб., 1891. С. 42 // Таможенное право / Под ред. О.Ю. Бакаева. М., 2008. С. 298.
Таким образом, в определении таможенно-тарифного правоотношения целесообразно раскрыть понятие "таможенные пошлины" путем перечисления платежей, входящих в это определение: ввозной и вывозной таможенных пошлин.
А.Н. Козырин уточняет в определении таможенно-тарифного правоотношения, что ставки таможенных пошлин "систематизированы в... таможенном тарифе". В настоящее время такое уточнение кажется излишним. В Докладе о ходе реализации Плана действий по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества <33> указано, что "...Стороны определяют понятие таможенной пошлины... исключительно как ввозные таможенные пошлины, исходя из того, что функционирование Таможенного союза затрагивает разработку и введение механизма зачисления и распределения именно ввозных, а не вывозных таможенных пошлин". Озвученная в Докладе позиция нашла отражение в действующем Едином таможенном тарифе Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации <34> (далее - ЕТТ ТС ЕврАзЭС), в котором установлены ставки только ввозных таможенных пошлин. При этом, в соответствии с Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании <35> включение в ЕТТ ТС ЕврАзЭС ставок вывозных таможенных пошлин не планируется, хотя государства - члены ТС ЕврАзЭС стремятся к унификации перечней товаров и ставок вывозных таможенных пошлин <36>.
<33> URL: http://www.tsouz.ru.
<34> URL: http://www.tsouz.ru.
<35> URL: http://www.tsouz.ru.
<36> URL: http://www.tsouz.ru.
Ставки вывозных таможенных пошлин в Российской Федерации в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе" <37> устанавливаются Правительством Российской Федерации. Например, часть ставки вывозной таможенной пошлины на некоторые товары установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2006 года N 795 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" <38>.
<37> Российская газета. 05.06.1993. N 107.
<38> Российская газета. 28.12.2006. N 293.
В связи со значимостью нефтегазовых доходов для федерального бюджета п. 4 ст. 3 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе" установлено, что ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, рассчитываются по утвержденной методике и устанавливаются отдельными постановлениями Правительства Российской Федерации. Структура постановлений Правительства Российской Федерации, утверждающих ставки вывозных таможенных пошлин, в целом совпадает со структурой ЕТТ ТС ЕврАзЭС.
Таким образом, в ЕТТ ТС ЕврАзЭС указываются только ставки ввозных таможенных пошлин, а ставки вывозных таможенных пошлин систематизируются в иных актах, хотя и напоминающих по структуре таможенный тариф.
Еще одной причиной, в связи с которой указание нормативного правового акта, устанавливающего ставки таможенных пошлин, нецелесообразно, является существование Международных обязательств Российской Федерации, в соответствии с которыми устанавливаются иные условия уплаты таможенных пошлин или освобождения от их уплаты. Например, п. 2 ст. 14 Договора между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал <39> предусмотрено, что товары и транспортные средства, ввозимые Финляндской Республикой, не облагаются таможенными пошлинами, если ввозятся на арендуемую территорию для осуществления работ по договору.
<39> Текст Договора не опубликован. Доступ из СПС "КонсультантПлюс". Договор ратифицирован Федеральным законом от 16 ноября 2011 года N 315-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал" // Российская газета. 21.11.2011. N 261.
Включение в определение таможенно-тарифного правоотношения уточнения о том, что ставки таможенных пошлин содержатся в таможенном тарифе, может привести к исключению отношений, связанных с обложением вывозными таможенными пошлинами, из состава таможенно-тарифных правоотношений, либо указание в определении о систематизации вывозных таможенных пошлин в таможенном тарифе необходимо будет признать юридической фикцией.
Учитывая единую цель установления ввозных и вывозных таможенных пошлин, исходя из определения правоотношения как специфической формы "социального взаимодействия субъектов права, для реализации интересов и достижения результата (выделено нами - А.П., В.Х.), предусмотренного законом или не противоречащего закону, а также иным источникам права" <40>, можно сделать вывод, что взимание ввозной и вывозной таможенных пошлин осуществляется через однородные правоотношения. В связи с тем, что правоотношения по взиманию ввозной и вывозной таможенных пошлин являются однородными, а применение юридической фикции о систематизации вывозных таможенных пошлин в таможенном тарифе, на наш взгляд, будет затруднять однозначное толкование определения, считаем, что в определении понятия "таможенно-тарифное правоотношение" упоминание нормативного правового акта, систематизирующего ставки таможенных пошлин, является излишним и может привести к сужению объема понятия "таможенно-тарифное правоотношение".
<40> Общая теория государства и права / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2010. Т. 2. С. 673.
При сравнительном анализе двух определений было выявлено, что в одном из них уплата таможенной пошлины связана с перемещением не только товаров, но и транспортных средств. В настоящее время дополнительное упоминание в определении таможенно-тарифного правоотношения понятия "транспортные средства", совпадающего по объему с понятием "транспортные средства международной перевозки", введенного пп. 40 п. 1 ст. 4 ТК ТС ЕврАзЭС, не является оправданным. Понятие "транспортные средства международной перевозки" в ТК ТС ЕврАзЭС определено через понятие "транспортные средства", которое, в свою очередь, определено через понятие "товары". Следовательно, транспортные средства международной перевозки в соответствии с ТК ТС ЕврАзЭС являются разновидностью товаров.
Различное наименование правовых норм является еще одним отличием между существующими определениями таможенно-тарифного правоотношения. В одном случае используется словосочетание "нормы таможенного законодательства", а в другом - "таможенно-правовые нормы". Согласно п. 2 ст. 77 ТК ТС ЕврАзЭС в ТС ЕврАзЭС ставки вывозных таможенных пошлин регулируются законодательством государств - членов ТС ЕврАзЭС, которое не входит в таможенное законодательство ТС ЕврАзЭС (п. 1 ст. 3 ТК ТС ЕврАзЭС). Поэтому нормы таможенного законодательства не включают правовые нормы, регулирующие вывозные таможенные пошлины.
Понятие "таможенно-правовые нормы" содержит большой объем правовых норм, не связанных непосредственно или косвенно с обложением таможенными пошлинами (например, нормы, регулирующие организацию системы таможенных органов, отношения между таможенными органами различных государств и т.п.), поэтому ссылка на них в определении таможенно-тарифных правоотношений нецелесообразна.
Таможенно-тарифные правоотношения являются видом финансовых правоотношений, поэтому ссылка на финансово-правовые нормы в определении выглядит оправданно. Недостатком использования в определении термина финансово-правовые нормы является отсутствие наглядной связи с таможенным правом. Поэтому компромиссным вариантом будет использование понятия "таможенно-финансовые нормы" <41>, впервые предложенного А.Н. Козыриным для обозначения правовых норм, регулирующих отношения, являющиеся одновременно таможенными и денежными. Определение таможенно-финансовых норм отсутствует, но контекст дает основание предполагать, что эти нормы являются установленными уполномоченным субъектом правилами поведения участников отношений в таможенной сфере, порождающими отношения по уплате таможенных платежей в связи с перемещением товаров через таможенную границу <42>. Таможенные пошлины включены в состав таможенных платежей. Поэтому использование понятия "таможенно-финансовые нормы" позволит подчеркнуть специфику таможенно-тарифных правоотношений как правоотношений, возникающих на стыке финансового и таможенного права.
<41> Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М., 1995. С. 18.
<42> Определение сформировано по аналогии с определением таможенно-правовых норм, сформулированного А.Н. Козыриным (Таможенное право России. Общая часть. М., 1995. С. 41).
В обоих определениях отмечено, что таможенно-тарифные правоотношения связаны с фактом перемещения товаров через таможенную границу. Существуют две причины, по которым указание факта перемещения товаров через таможенную границу в определении таможенно-тарифного правоотношения является избыточным и может привести к неверному пониманию определения.
Одна причина связана с тем, что авторы существующих определений указывают на наличие двух групп таможенно-тарифных правоотношений <43>. Правоотношения одной группы связаны с непосредственным перемещением через таможенную границу, а правоотношения, составляющие другую группу, связаны с перемещением через таможенную границу лишь опосредованно. Поэтому ссылка в определении на юридический факт перемещения таможенной границы может привести к неоднозначному истолкованию понятия и, как следствие, к отнесению к таможенно-тарифным правоотношениям только тех правоотношений, которые связаны с непосредственным перемещением товаров через таможенную границу.
<43> Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма (сравнительно-правовое исследование)... С. 48; Трошкина Т.Н. Таможенная пошлина в механизме таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности (правовые аспекты)... С. 78.
Вторая причина состоит в том, что уплата таможенных пошлин всегда прямо или косвенно связана с перемещением товаров через таможенную границу. Так, в пп. 25 п. 1 ст. 4 ТК ТС ЕврАзЭС под таможенной пошлиной понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Считается, что в определении необходимо раскрыть лишь "общие и существенные признаки, необходимые и достаточные для отличия его от других предметов" <44>. Поэтому указание в определении таможенно-тарифного правоотношения на связь между таким правоотношением и взиманием таможенных пошлин является достаточным для отражения связи таможенно-тарифных правоотношений с перемещением товаров через таможенную границу.
<44> Иванов Е.А. Логика. М., 1996. С. 83.
С учетом вышеизложенного считаем, что таможенно-тарифные правоотношения следует определить, как урегулированные таможенно-финансовыми правовыми нормами общественные отношения, связанные с обложением товаров таможенной пошлиной (ввозной или вывозной). Это определение, не изменяя содержания понятий "таможенно-тарифного правоотношения", определенных ранее А.Н. Козыриным и Т.Н. Трошкиной, позволяет учесть современные тенденции в развитии таможенно-тарифного регулирования.
Уточнение понятия таможенно-тарифного правоотношения будет неполным без рассмотрения его признаков, классификации и особенностей элементов его структуры.
Таможенно-тарифные правоотношения являются финансовыми правоотношениями и характеризуются следующими основными признаками <45>: являются организационными и денежными отношениями; имеют государственно-властный, правовой и налоговый характер. Перечисленные признаки являются, в свою очередь, детализацией основных признаков, позволяющих отличать финансовое правоотношение от других видов правоотношений <46>: возникновение и развитие таких правоотношений в сфере финансовой деятельности государства, наличие властного и имущественного характера.
<45> А.Н. Козырин выделяет четыре признака таможенного тарифного правоотношения (Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма (сравнительно-правовое исследование)... С. 49 - 50). Т.Н. Трошкина выделяет пятый - налоговый характер. (Трошкина Т.Н. Таможенная пошлина в механизме таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. М., 2000. С. 84.)
<46> Финансовое право Российской Федерации / Отв. ред. М.В. Карасева. М., 2004. С. 125.
Классификация таможенно-тарифных правоотношений может проводиться по критериям, используемым для классификации всего многообразия существующих правоотношений <47>. Например, большинство таможенно-тарифных правоотношений по способу индивидуализации субъектов будет относительным; по объекту правоотношения - материальным или регулятивным; по составу участников - простым; по продолжительности действия - кратковременным; по субъектному составу - внешним; по форме проявления - двусторонним; по юридическому характеру - вертикальным; по структуре - сложным.
<47> См., в частности: Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2007. С. 295 - 297.
Сложная структура таможенно-тарифного правоотношения, характерная для финансового правоотношения <48>, подтверждается делением таможенно-тарифных правоотношений на две группы <49>:
<48> Карасева М.В. Финансовое правоотношение: Дис. ... д-ра юр. наук. Воронеж, 1998. С. 264.
<49> Трошкина Т.Н. Таможенная пошлина в механизме таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности (правовые аспекты)... С. 78.
1) первичные (основные правоотношения), которые связаны с непосредственным перемещением товаров через таможенную границу (например подача таможенной декларации, прохождение таможенного контроля и т.д.);
2) вторичные (производные правоотношения), которые производны от первичных и соотносятся с фактом перемещения товаров через таможенную границу опосредованно (например, предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин).
В теории права система из основного и производного правоотношений именуется комплексным правоотношением, в котором вторичное правоотношение производно и зависимо от основного правоотношения <50>. Значит, вторичное правоотношение не может возникнуть без существования первичного.
<50> Карасева М.В. Финансовое правоотношение... С. 217.
Однако особенностью некоторых правоотношений, связанных с обложением товаров таможенными пошлинами, является то, что эти правоотношения косвенно связаны с уплатой таможенных пошлин и могут возникать до первичных таможенно-тарифных правоотношений. Например, юридическое лицо обязано предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин для получения статуса таможенного перевозчика (п. 2 ст. 19 ТК ТС ЕврАзЭС). При этом таможенные пошлины не уплачиваются, так как товары не перемещаются через таможенную границу. Следовательно, такие правоотношения не являются вторичными, так как основное таможенно-тарифное правоотношение отсутствует. Рассматривать правоотношение в связи с предоставлением обеспечения уплаты как первичное таможенно-тарифное правоотношение также не представляется возможным, поскольку оно относится к вторичным таможенно-тарифным правоотношениям в соответствии с предложенной классификацией. Поэтому необходимо уточнение классификации таможенно-тарифных правоотношений.
Для этого все правоотношения, связанные с таможенными пошлинами, необходимо разделить на две группы: таможенно-тарифные правоотношения и квази-таможенно-тарифные правоотношения.
В зависимости от их цели таможенно-тарифные правоотношения можно разделить на: правоотношения по установлению таможенных пошлин; правоотношения по уплате таможенных пошлин; правоотношения по контролю за уплатой таможенных пошлин; правоотношения по привлечению к таможенно-тарифной ответственности и др. В свою очередь, правоотношения в каждой группе можно разбить на подгруппы. Например, таможенно-тарифные правоотношения, связанные с уплатой таможенных пошлин, можно разделить на:
а) основные таможенно-тарифные правоотношения, которые возникают при непосредственном перемещении товаров через таможенную границу;
б) производные таможенно-тарифные правоотношения, которые производны от основных и соотносятся с фактом перемещения товаров через таможенную границу опосредованно.
При этом как основные, так и производные таможенно-тарифные правоотношения могут быть по своей структуре сложными и состоять из первичных и вторичных правоотношений.
Квази-таможенно-тарифные правоотношения не являются таможенно-тарифными правоотношениями и возникают в связи с юридическими фактами, отличными от обложения таможенными пошлинами. Характерным признаком таких правоотношений является их трансформация в процессе своего развития в производные таможенно-тарифные правоотношения. Наличие квази-таможенно-тарифных правоотношений может быть одним из юридических фактов для возникновения основного таможенно-тарифного правоотношения. Выделение квази-таможенно-тарифных правоотношений помогает избежать ошибочного отнесения правоотношений к производным таможенно-тарифным правоотношениям. Примером квази-таможенно-тарифного правоотношения является правоотношение по уплате таможенных пошлин для получения статуса таможенного перевозчика (п. 2 ст. 19 ТК ТС ЕврАзЭС).
Структура таможенно-тарифного правоотношения совпадает со структурой правоотношений в других отраслях права в отношении объекта, субъекта, и содержания.
Объект в финансовых правоотношениях играет большую роль и его правильное определение позволяет превратить правоотношение в эффективный инструмент. Существует мнение, что неправильное определение объекта налогового правоотношения может превратить налог в "тормоз развития экономики" <51>. Это относится и к таможенно-тарифному правоотношению. "Объектом таможенно-тарифных правоотношений является порядок, складывающийся в связи с обложением таможенными пошлинами предметов тарифного регулирования" <52> - так лаконично определил объект таможенно-тарифного правоотношения А.Н. Козырин. Этот подход требует уточнения в связи с существованием двух концепций, относящихся к объекту правоотношения, - монистической и плюралистической <53>. А.Н. Козырин построил определение с учетом монистической концепции. В настоящее время доминирующей является плюралистическая концепция, в соответствии с которой объектами правоотношений являются материальные блага, нематериальные блага, поведение, действия субъектов и т.д.
<51> Карасева М.В. Финансовое правоотношение... С. 145.
<52> Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма (сравнительно-правовое исследование)... С. 50.
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник Н.И. Матузова, А.В. Малько "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.
<53> Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2011. С. 390.
В соответствии с плюралистической концепцией в финансовых правоотношениях объектом могут быть налоги, сборы, пошлины, страховые взносы, бюджетные кредиты, деятельность по поводу производства государственного финансового контроля и т.д. <54>. Использование плюралистической концепции по сравнению с монистической позволяет отразить многообразие таможенно-тарифных правоотношений. Так, объектом таможенно-тарифных правоотношений по уплате таможенных пошлин будет ввозная или вывозная таможенная пошлина. В правоотношениях по контролю за уплатой таможенных пошлин объектом будет выступать деятельность по поводу проведения контрольных мероприятий.
<54> Карасева М.В. Финансовое правоотношение... С. 139.
Одним из субъектов таможенно-тарифного правоотношения будет всегда таможенный <55> или иной государственный орган. Необходимо выделять субъекта, являющегося потенциальным участником таможенно-тарифных правоотношений, и субъекта таможенно-тарифных правоотношений - фактического участника, носителя конкретных субъективных прав. В большинстве финансовых правоотношений субъект права и субъект правоотношения являются одним лицом <56>. Однако встречаются ситуации, когда субъект таможенного права не совпадает с субъектом таможенно-тарифного правоотношения. Например, существует мнение, что субъектом некоторых финансовых правоотношений будет "Российская Федерация... в лице соответствующего государственного органа" <57>. При этом дееспособность Российской Федерации реализуется через действия государственного органа, который обладает собственной правосубъектностью, ограниченной компетенцией этого государственного органа. Согласно такому подходу несмотря на то что дееспособность Российской Федерации реализуется в лице государственного органа, правоспособностью и деликтоспособностью в таможенно-тарифном правоотношении обладает государство в целом. Этот подход можно применить и для иных участников таможенно-тарифных правоотношений. Например, в соответствии с п. 34 ч. 1 ст. 4 ТК ТС ЕврАзЭС таможенный представитель совершает операции, в том числе уплату таможенных пошлин, декларирование товаров от имени и по поручению декларанта. В этом случае участником конкретного таможенно-тарифного правоотношения по уплате таможенных пошлин будет таможенный представитель.
<55> Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма (сравнительно-правовое исследование)... С. 50.
<56> Финансовое право Российской Федерации / Отв. ред. М.В. Карасева. М., 2004. С. 125.
<57> Там же. С. 126.
Под содержанием правоотношения ряд авторов понимает совокупность субъективных прав и юридических обязанностей <58>. Некоторые авторы уточняют, что совокупность субъективных прав и юридических обязанностей является юридическим содержанием правоотношения <59>. Такой подход к определению содержания правоотношения подвергается критике в связи с тем, что наличие правоотношения свидетельствует об осуществлении норм права в поведении людей или деятельности организаций, а не только является конкретизацией должного или возможного поведения в соответствии с юридическими нормами <60>. А.Н. Козырин предлагает разделять содержание правоотношения на материальное (реальное поведение участников правоотношения) и юридическое (совокупность юридических прав и обязанностей участников правоотношения) <61>. Такой подход, не отрицая ни одну из вышеприведенных точек зрения, гармонично объединяет их, что, на наш взгляд, позволяет охватить все возможные варианты.
<58> См., в частности: Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2001. С. 297.
<59> См., в частности: Малько А.В. Теория государства и права. М., 2004. С. 207.
<60> Марксистско-ленинская общая теория государства и права: В 4 ч. М., 1970. Ч. 1: Основные институты и понятия. С. 546.
<61> Финансовое право / Под ред. проф. А.Н. Козырина. М., 2007. С. 30.
В таможенно-тарифном правоотношении так же, как и в финансовом <62>, юридические факты играют особую роль. Только при наличии определенных условий (юридических фактов), которые обозначены в правовых нормах, происходит возникновение, изменение и прекращение таможенно-тарифных правоотношений. Например, юридические факты, с которыми ТК ТС ЕврАзЭС связывает возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, установлены правовыми нормами, перечисленными в п. 1 ст. 80 ТК ТС ЕврАзЭС.
<62> См., в частности: Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2003. С. 68.
Анализ этих статей позволит выделить юридические факты и разбить их на две группы: 1) юридические факты, связанные с законным перемещением товаров через таможенную границу; 2) юридические факты, связанные с незаконным перемещением товаров через таможенную границу.
К первой группе юридических фактов относятся юридические факты, возникающие до таможенного декларирования (например, момент пересечения товарами таможенной границы (п. 1 ст. 161 ТК ТС ЕврАзЭС)), и юридические факты, связанные с таможенным декларированием (например, момент регистрации таможенным органом таможенной декларации (п. 1 ст. 211 ТК ТС ЕврАзЭС)). Примером юридического факта, связанного с незаконным перемещением товара через таможенную границу, является незаконный ввоз товара на таможенную территорию ТС ЕврАзЭС (п. 1 ст. 81 ТК ТС ЕврАзЭС).
Юридические факты, в связи с которыми субъект может не исполнять обязанность по уплате таможенных пошлин, в зависимости от правовых последствий в ТК ТС ЕврАзЭС разбиты на две группы: 1) юридические факты, в связи с которыми обязанность по уплате таможенных пошлин прекращается (п. 2 ст. 80 ТК ТС ЕврАзЭС); 2) юридические факты, в связи с которыми происходит освобождение от уплаты таможенных пошлин (п. 3 ст. 80 ТК ТС ЕврАзЭС). В случае прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин прекращается само таможенно-тарифное правоотношение. При освобождении от уплаты таможенных пошлин таможенно-тарифное правоотношение не прекращается, но субъекту дозволено не уплачивать таможенные пошлины до тех пор, пока существует определенный в ТК ТС ЕврАзЭС юридический факт (условие), в связи с которым предоставлено такое освобождение. Подтверждением ответственности такого вывода является наличие указания в п. п. 1 и 4 ст. 80 ТК ТС ЕврАзЭС на необходимость соблюдения условий для освобождения от уплаты таможенных пошлин.
Таким образом, предложенное А.Н. Козыриным около двадцати лет назад понятие таможенно-тарифного правоотношения актуально и сегодня, особенно в свете поиска новых источников доходов федерального бюджета. Однако принятие Российской Федерацией новых международных обязательств потребовало актуализации понятия таможенно-тарифного правоотношения. Сегодня под таможенно-тарифными правоотношениями следует понимать урегулированные таможенно-финансовыми правовыми нормами общественные отношения, связанные с обложением товаров таможенной пошлиной.