Налоговым органом произведена государственная регистрация налогоплательщика, в тот же день налогоплательщик поставлен на налоговый учет в налоговом органе. Налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения, соответствующее заявление поступило в налоговый орган (что подтверждается штампом налогового органа с указанием входящего номера). Позже налоговый орган уведомил налогоплательщика письмом, что бланк его заявления не соответствует требованиям, утвержденным Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495, и указал налогоплательщику о невозможности в связи с этим применения им упрощенной системы налогообложения. Правомерны ли действия налогового органа при условии соблюдения налогоплательщиком требований ст. ст. 346.12 и 346.13 НК РФ?

Ответ: Пунктом 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ установлено, что переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения" (далее - Приказ N ВГ-3-22/495) утверждена форма заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, приведенная в Приложении N 1 к Приказу N ВГ-3-22/495 (далее - форма N 26.2-1).

При этом п. 3 Приказа N ВГ-3-22/495 установлено, что прилагаемые к Приказу N ВГ-3-22/495 формы документов (в том числе и форма N 26.2-1) рекомендованы налогоплательщикам для применения в практической работе.

На основании изложенного, а также учитывая, что положениями гл. 26.2 НК РФ не предусматривается подача налогоплательщиком заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения по утвержденной соответствующим органом форме, налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в праве перейти на упрощенную систему налогообложения при соблюдении последним условий гл. 26.2 НК РФ, необходимых для соответствующего перехода.

Правомерность подобных выводов подтверждает и судебная практика, сформировавшаяся по данному вопросу. Так, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 06.04.2004 N А55-9525/03-30 отклонил доводы налогового органа о том, что заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения не может считаться принятым, если бланк такого заявления не соответствует требованиям, утвержденным Приказом N ВГ-3-22/495, и указал, что Приказ N ВГ-3-22/495, равно как и утвержденная им форма заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, носит для налогоплательщиков рекомендательный характер.

Поддержал налогоплательщика по данному вопросу и ФАС Северо-Западного округа, который в Постановлении от 21.02.2005 N А42-8637/04-15, указав, что Приказ N ВГ-3-22/495 носит рекомендательный характер, отметил: налогоплательщик, полагая, что имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, лишь информирует налоговый орган об этом, направляя соответствующее заявление. По мнению суда, принятие налоговым органом каких-либо решений по указанному заявлению НК РФ не предусматривается. При таких обстоятельствах суд признал, что у налогового органа не было законных оснований для отказа налогоплательщику в применении им упрощенной системы налогообложения и направления ему оспариваемого уведомления.

А в Постановлении от 22.01.2004 N А56-16948/03 тот же ФАС Северо-Западного округа пришел к выводу, что направление соответствующего уведомления налоговым законодательством не предусмотрено, поскольку переход на упрощенную систему налогообложения носит уведомительный, а не разрешительный порядок. Разрешительный порядок перехода к упрощенной системе налогообложения отменен.

Аналогичные выводы также изложены и в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2004 N А42-5179/04-28, от 17.06.2004 N А56-36981/03, от 23.03.2004 N А26-6752/03-27, от 23.01.2004 N А56-18670/03, от 30.09.2003 N А56-4790/03.

А в Постановлении от 07.02.2007 N А13-4513/2006-28 ФАС Северо-Западного округа, рассматривая схожую ситуацию, указал, что несоответствие письма о переходе с упрощенной на общую систему налогообложения форме, утвержденной Приказом N ВГ-3-22/495, не имеет значения, так как ни ст. 346.13 НК РФ, ни другие нормы гл. 26.2 НК РФ, по мнению суда, не предусматривают обязанности налогоплательщика представлять в налоговый орган заявление о смене режима налогообложения по форме, установленной МНС России и рекомендуемой названным Приказом к применению.

Таким образом, подача налогоплательщиком заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в форме, не соответствующей требованиям, утвержденным Приказом N ВГ-3-22/495, не является основанием для отказа в применении упрощенной системы налогообложения. Следовательно, решение налогового органа в указанной ситуации неправомерно.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

27.08.2007