Карточный домик для господина издателя

(Силонов И.)

("Бизнес-адвокат", N 3, 2000)

Текст документа

КАРТОЧНЫЙ ДОМИК ДЛЯ ГОСПОДИНА ИЗДАТЕЛЯ

И. СИЛОНОВ

И. Силонов, главный специалист Договорно - правового управления Российского авторского общества.

До 3 августа 1992 г. на территории России действовали Типовые издательские договоры, утвержденные Приказом Председателя Госкомиздата СССР от 24 февраля 1975 г. N 88, в соответствии с которыми запрещалось составлять договор в произвольной форме, а также вносить в его текст изменения. С введением в действие с 3 августа 1992 г. Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик (раздел IV "Авторское право"), а затем и с вступлением в силу ровно через год нового Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", положение коренным образом изменилось.

Стороны издательского договора стали практически полностью свободными в выборе условий договора (в том числе в определении размера гонорара).

В соответствии со ст. 31 Закона "Об авторском праве и смежных правах" для признания сделки на передачу авторских прав состоявшейся в издательском договоре необходимо отразить наличие только двух существенных условий, указать:

какие права передаются издателю (исключительные либо неисключительные на воспроизведение/издание и распространение экземпляров произведения путем продажи, сдачи в прокат или иным образом);

размер вознаграждения или порядок определения размера вознаграждения за использование произведения.

Необходимо отметить, что размер вознаграждения автору или наследнику может быть определен либо в виде роялти - процента от дохода, полученного издателем от распространения книг (если тираж издаваемого произведения в договоре не определен), либо в виде паушального платежа - фиксированной суммы (в том случае, если тираж договором определен, например, если в договоре указано, что "издатель вправе издать произведение тиражом 10000 экземпляров").

К двум другим существенным условиям издательского договора законодатель отнес условия:

о территории, на которую передается право на издание и распространение произведения;

о сроке, на который издателю передаются вышеуказанные права.

Однако неуказание этих условий не повлечет недействительности сделки.

Если не будет указана территория действия авторских прав издателя, то вступает в силу норма ст. 31 Закона о том, что права издателя ограничиваются территорией Российской Федерации.

В случае неуказания срока, на который передаются права, - автор сможет расторгнуть такой договор (в соответствии с той же статьей Закона) только по истечении пяти лет с даты его заключения (при условии, что издатель будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора).

По своему объему издательский договор может быть небольшим, а может - весьма значительным. Все зависит от того, какие права получает издатель, на каких условиях и на какое произведение (роман, перевод, стихотворение, рисунок, слайд).

Если издатель, помимо традиционных прав на издание и распространение произведения на "бумажном" носителе, получает право на использование произведения (например, рассказа) в "электронном" виде или путем его переработки в литературный сценарий в целях экранизации, то во избежание возможных недоразумений впоследствии сторонам желательно оговорить наиболее существенные условия при таких способах использования произведения. При этом, поскольку издатель не занимается такого рода бизнесом, в издательском договоре следует указать о праве издателя переуступать права другим лицам (мультимедийной компании или кинофирме).

Ответственность издателя за нарушение условий

авторского договора

Прежде всего необходимо отметить, что издателям и авторам (наследникам) не следует путать ответственность за нарушение условий договора с ответственностью за нарушение авторских прав (нарушением авторских прав является бездоговорное издание книг, брошюр, плакатов, календарей или других носителей произведений или нарушение личных неимущественных прав автора - права авторства, права на имя, права на обнародование произведения, право на защиту репутации автора, право на отзыв).

Исходя из субъектов авторского договора можно выделить две ситуации:

Первая ситуация.

Издателя заинтересовало какое-либо произведение литературы, науки или искусства, и, для возможности его издания, он заключил договор с автором. Тираж книги был установлен в договоре (например, 10000 экземпляров произведения) и, соответственно, авторский гонорар был определен не в виде процентов от отпускной цены тиража книги (или другого носителя), а в твердой сумме - в виде единовременного вознаграждения, например, в рублях из расчета 1000 долларов США по официальному курсу ЦБ РФ на дату платежа.

Часть гонорара (например, 300 долларов США) была выплачена при подписании договора (или в течение некоторого срока после его подписания), другую часть гонорара издатель обязан был выплатить после подписания произведения в печать или после выхода тиража.

Книга вышла, как и было запланировано. Однако в силу разных причин издатель отказался выплатить автору оставшуюся часть гонорара (сославшись на экономический кризис в стране, отсутствие спроса на книгу, привел другую причину).

Вторая ситуация.

Один издатель по авторскому договору переуступил другому издателю права на издание произведения. Размер гонорара первого издателя был определен в виде единовременного вознаграждения.

В установленный договором срок издатель, нарушив условия договора, отказался выплатить первому издателю авторский гонорар.

Что делать в вышеуказанных ситуациях автору и первому издателю, если переговоры с нарушителем ни к чему не привели? Конечно же, обращаться в суд.

Необходимо отметить, что автор как физическое лицо, не являющееся предпринимателем, в соответствии со ст. 80 ГПК РСФСР освобожден от уплаты госпошлины и возмещения других судебных издержек. Издатель же как юридическое лицо - предприниматель не освобожден от уплаты госпошлины АПК РФ.

В соответствии со ст. 34 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, которые в свою очередь делятся на расходы, понесенные автором или издателем книги, газеты или журнала, а также на неполученные доходы.

Расходы автора - это прежде всего оплата услуг адвоката или другого представителя (право на возмещение таких расходов предусмотрено ст. 91 ГПК РСФСР).

Подтверждением таких затрат являются договор с представителем или ордер из юридической консультации. Если же имели место авансовые платежи - расписка в получении денег или соответствующий бухгалтерский документ из юрконсультации. Копии указанных документов суд обязан приобщить к материалам дела.

Издатель же, к сожалению, не может требовать от арбитражного суда возмещения затрат на оказание ему юридической помощи (такое право АПК РФ не предусмотрено). Однако представляется, что исходя из норм ГК РФ право на возмещение таких убытков у издателя все же есть.

К упущенной же выгоде (неполученным доходам) относится та сумма, которую издатель - нарушитель не заплатил, соответственно, автору или издателю по авторскому договору.

Следует отметить, что если в исковом заявлении будет поставлен вопрос только о возмещении убытков, то по крайней мере издатель останется в проигрыше: он сможет получить по решению суда только сумму авторского гонорара за вычетом расходов на услуги адвоката.

Поэтому издателю, да и автору тоже, можно рекомендовать включать в исковое заявление пункт об ответственности должника за неисполнение денежного обязательства (в виде неустойки).

Однако если такой пункт отсутствует в договоре, то автору или издателю отчаиваться не стоит.

В соответствии со ст. 395 ГК РФ нарушитель за пользование чужими денежными средствами - авторским гонораром (вследствие их незаконного удержания) - обязан уплатить контрагенту проценты на сумму невыплаченного авторского гонорара.

Размер процентов определяется исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или вынесения решения (с учетом длительности просрочки платежа).

Если, предположим, ЦБ РФ установил ставку банковского процента в размере 55 процентов годовых, то, если просрочка платежа на день вынесения решения составила, например, один год, арбитражный суд или суд общей юрисдикции обязан будет вынести решение о взыскании с должника помимо авторского гонорара, например, 1000 долларов США, еще и 550 долларов США в рублях по официальному курсу (55% от 1000 долларов).

Издатель и недобросовестный автор

Взаимоотношения издателя и автора в плане передачи авторских прав на использование произведения на первый взгляд достаточно просты. Но это только на первый взгляд. К сожалению, издатель начинает совершенствовать свой типовой издательский договор только после возникновения у него каких-либо проблем.

Предположим, что издательство запланировало издать книгу некоего популярного автора: провело переговоры с правообладателем (согласовало вопросы о порядке подготовки книги к выходу, размере авторского гонорара, другие) и подошло вплотную к подписанию издательского контракта.

Как правило, во избежание появления на рынке конкурентов с аналогичной книжной продукцией издатель старается получить исключительные, то есть монопольные права на издание и распространение книги. Однако еще не факт, что, подписав с правообладателем соответствующий договор, издатель полностью обезопасит себя от конкурентов.

Дело в том, что ряд авторов (наследников), подписывая авторские договоры, формально гарантируют наличие у них исключительных прав, то, что в течение срока действия договора издательские права от них не будут переданы другим издателям. Наиболее дальновидные издатели в подкрепление заявленных авторами гарантий вставляют в договор пункт о больших штрафных санкциях в случае их несоблюдения или несоответствия действительности.

Однако в силу "забывчивости" или по какой-либо другой причине авторы (наследники) при подписании договоров не сообщают издателю, что права на издание аналогичных произведений уже переданы ими другому издателю, но на неисключительной основе.

Что же получается?

Формально автор (наследник) не обманывает. На данный момент он действительно передает издателю исключительные права на использование произведения. То есть никто, кроме обладателя исключительных авторских прав, не вправе издать такое произведение.

Издатель же, проведя весь комплекс редакционно - издательских работ и, соответственно, затратив определенные денежные средства, уже подсчитывает, какую примерно прибыль он получит от реализации запланированного тиража книги, как вдруг обнаруживает в продаже аналогичную книгу этого же автора. Весь издательский проект рушится как карточный домик, издатель несет убытки в форме неполученной прибыли.

Он обращается за разъяснениями к автору (наследнику), направляет претензию в издательство, которое считает нарушителем его исключительных издательских прав, и даже начинает готовить иск в арбитражный суд. И тут-то выясняется, что второй издатель действует вполне легально, в рамках издательского договора с автором (наследником) о передаче ему неисключительных авторских прав.

Действительно, в силу п. 4 ст. 30 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" первый договор (о передаче неисключительных прав, заключенный ранее) не утрачивает силу в связи с подписанием с автором (наследником) второго договора (о передаче исключительных прав). Оба договора действуют одновременно (в течение сроков, определенных в них).

Как же быть издателю, который при выпуске популярного произведения намерен действовать один на рынке и, конечно же, получить максимальную прибыль от издательского проекта? Как обезопасить себя от возможных неожиданностей?

В первую очередь, получая исключительные авторские права, издатель (как упоминалось выше) должен ввести в договор пункт о гарантиях наличия таких прав у автора (наследника) на момент совершения сделки и о невозможности передачи их правообладателем другим издателям или иным лицам в течение срока действия договора. При этом в договор обязательно должен быть введен пункт об обеспечении заявленных гарантий штрафными санкциями (например, штрафом в размере 30000 долларов США). Введение такого пункта позволит издателю получить реальные права, а не права на "воздух" и обезопасит издателя от вполне реальных неприятностей со стороны другого издателя в виде ареста тиража книг и/или огромных по сумме исков).

Далее, в издательский договор необходимо вставить пункт о том, что автор (наследник) на момент подписания "эксклюзивного" договора не имеет действующих соглашений на передачу неисключительных прав с другими издательствами на выпуск аналогичного произведения. В обеспечение таких гарантий в договор необходимо также ввести штрафные санкции (неустойку, например, те же 30000 долларов США).

Представляется, что автор (наследник), прочитав такое условие в договоре, конечно же, задумается о тех негативных последствиях, которые вполне реально могут для него наступить, и не станет скрывать от нашего издателя другие издательские проекты.

Следовательно, наличие в издательском договоре четких гарантий автора (наследника) в отношении прав на произведение даст издателю уверенность в успешной реализации задуманного им издательского проекта.

Название документа