В 2011 - 2013 гг. ставка акциза на бензин поэтапно увеличивалась, при этом субъекты РФ по желанию могли уменьшить в два раза базовую ставку транспортного налога. На сегодняшний день ставки транспортного налога уменьшены лишь в трех субъектах РФ. Планируется ли отмена транспортного налога?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 октября 2013 г. N 03-05-06-04/46233

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Согласно ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к подакцизным нефтепродуктам относятся автомобильный бензин, дизельное топливо, моторное масло для карбюраторных, дизельных и инжекторных двигателей, а также прямогонный бензин.

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2012 N 203-ФЗ "О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ставки акцизов на дизельное топливо увеличены с учетом сложившегося уровня инфляции, а также в связи с необходимостью формирования дорожного фонда, созданного в целях финансирования дорожного хозяйства.

В соответствии со ст. 13 Кодекса акцизы являются федеральным налогом, порядок уплаты которого устанавливается Кодексом и обязателен к применению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 14 Кодекса транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

Так, налоговые ставки, установленные в п. 1 ст. 361 Кодекса, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Статьей 356 Кодекса определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Таким образом, вопросы о введении транспортного налога, установлении размера налоговой ставки, а также установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов.

В случае отмены транспортного налога в целях возмещения бюджетных потерь потребуется повысить ставки акцизов на нефтепродукты не менее чем в два раза, что, в свою очередь, приведет к значительному росту цен практически на все товары.

Одновременно сообщается, что Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 4 июня 2010 г. в первом чтении рассмотрен и отклонен проект федерального закона N 325571-5 "О внесении изменений и дополнений в статьи 357 - 363 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", которым предусматривалось включение суммы транспортного налога в стоимость бензина (Постановление Государственной Думы от 04.06.2010 N 3738-5ГД).

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. В.САЗАНОВ

30.10.2013