Организационно-правовые основы таможенного регулирования в таможенном союзе евразэс <1>
А.Н. КОЗЫРИН
<1> В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта N 11-01-0075, реализованного в рамках Программы "Научный фонд НИУ ВШЭ" в 2012 - 2013 гг.
Козырин Александр Николаевич, доктор юридических наук, профессор, директор Института публично-правовых исследований, профессор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".
В статье анализируются нормы Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС, в которых находят свое отражение базовые институты таможенного права: таможенное регулирование, таможенная территория и таможенная граница, таможенное законодательство. Рассмотрены основные институты таможенного союза ЕврАзЭС, система таможенных органов, правовой режим информации в таможенной сфере, а также порядок обжалования действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.
Ключевые слова: Таможенный союз ЕврАзЭС, таможенное регулирование, таможенное законодательство таможенного союза, институты таможенного союза ЕврАзЭС.
Institutional framework of the customs regulations in the EurAsEC Customs Union
A.N. Kozyrin
The article analyzes the rules of the Customs Code of the EurAsEC Customs Union, which are reflected the basic institutions of the Customs Law: Customs Regulations, Customs Territory and Customs Border and legislation. The main institutions of the EurAsEC Customs Union, the system of customs authorities, the legal regime of the information in the customs realm, as well as the procedure for appealing against actions (inaction) of customs bodies and their officials.
Key words: EurAsEC Customs Union, customs regulations, customs legislation of the Customs Union, the EurAsEC Customs Union institutions.
Одним из наиболее значимых событий в новейшей истории России, повлекшим за собой кардинальные изменения в публичном экономическом праве, по праву может быть названо создание Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в составе Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и вступление в силу в 2010 году Таможенного кодекса Таможенного союза.
В 1990 - 2000-х гг. таможенное право было, пожалуй, самой динамично развивающейся отраслью российского законодательства. Таможенный кодекс Российской Федерации 1993 года сменил Таможенный кодекс 2003 года. Теперь таможенное законодательство стало первой отраслью, вышедшей на наднациональный уровень правового регулирования. Принятый в 2010 году Таможенный кодекс (далее - ТК) Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан заложил основу формирования нового таможенного законодательства, отражающего реалии и достижения интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
27 ноября 2009 года было принято решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС о Договоре о Таможенном кодексе Таможенного союза. Сам Таможенный кодекс Таможенного союза был размещен в приложении к упомянутому Договору. В статье 1 Договора содержится важная норма, определившая место Таможенного кодекса в системе актов формирующегося таможенного законодательства Таможенного союза: положения Кодекса признаны имеющими преимущественную силу над иными положениями таможенного законодательства. Таким образом, ТК был определен в качестве основополагающего источника таможенного права Таможенного союза, нормам которого должны соответствовать все иные Международные договоры и решения Комиссии Таможенного союза.
В самом ТК (ст. 3) закреплена трехуровневая структура таможенного законодательства таможенного союза: верхний уровень занимает Таможенный кодекс, наделенный высшей юридической силой среди всех актов таможенного законодательства, на втором уровне находятся Международные договоры государств - членов Таможенного союза, на третьем - решения Комиссии Таможенного союза, принимаемые в соответствии с ТК и Международными договорами государств - членов Таможенного союза.
ТК становится основным правовым источником таможенного регулирования в границах Таможенного союза.
Принятие ТК Таможенного союза привело к отмене Таможенного кодекса Российской Федерации, но не означало автоматического "упразднения" российского законодательства по таможенному регулированию. Таможенный союз в ЕврАзЭС предполагает существование наряду с "союзным" таможенным законодательством национального законодательства государств-членов Таможенного союза, которое формируется в Республике Беларусь вокруг Таможенного кодекса Республики Беларусь от 4 января 2007 года, в Республике Казахстан - вокруг Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года "О таможенном деле в Республике Казахстан", а в Российской Федерации - вокруг Федерального закона от 27 ноября 2010 года "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Таможенные отношения на единой территории Таможенного союза в соответствии с п. 2 ст. 1 ТК регулируются законодательством государств - членов Таможенного союза в части, не урегулированной таможенным законодательством Таможенного союза.
Принятие ТК положило начало процессу формирования таможенного законодательства Таможенного союза, который займет еще немало времени и приведет к принятию десятков и сотен новых нормативных правовых актов, регулирующих таможенные отношения в Таможенном союзе ЕврАзЭС.
Однако какие бы нормативные акты не были приняты впоследствии, все они должны соответствовать нормам ТК, прежде всего его положениям, содержащимся в главе 1, которые закладывают организационно-правовые основы деятельности Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
В настоящей статье мы подробно проанализируем, используя прежде всего формально-догматический метод, положения норм главы 1 ТК, объединяющие общие положения и принципы правового регулирования таможенных отношений на единой территории Таможенного союза ЕврАзЭС.
Понятие таможенного регулирования в Таможенном союзе
Через понятие таможенного регулирования определяется объект правового регулирования таможенных отношений, содержание самого ТК и иных актов таможенного законодательства Таможенного союза.
Отношения, регулируемые на уровне Таможенного союза, связаны с:
- перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, то есть с ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с этой территории;
- перевозкой товаров по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем;
- временным хранением, под которым понимается хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин и налогов;
- таможенным декларированием, то есть заявлением декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;
- выпуском товаров - действием таможенных органов, разрешающим заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подпадающих под таможенные процедуры;
- использованием товаров в соответствии с таможенными процедурами;
- проведением таможенного контроля, то есть осуществлением таможенными органами совокупности мер, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательств государств - членов Таможенного союза;
- уплатой таможенных платежей (ввозной и вывозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и акциза, взимаемых с товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, таможенных сборов);
- властными отношениями между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза.
Каждому из направлений таможенного регулирования в Таможенном союзе, перечисленному в п. 1 ст. 1 ТК, соответствует один или несколько разделов (глав) ТК.
Понятие таможенного регулирования в Таможенном союзе учитывает факт распределения отдельных аспектов таможенного дела между наднациональным уровнем регулирования (уровень Таможенного союза ЕврАзЭС) и национальным уровнем (уровень таможенного регулирования государства - члена Таможенного союза).
В п. 2 ст. 1 закреплен один из важнейших принципов таможенного права Таможенного союза ЕврАзЭС, установивший соотношение между наднациональным и национальным уровнями таможенного регулирования. Отметим, что в текст п. 2 ст. 1 ТК были внесены изменения еще до того, как сам ТК вступил в силу для государств - членов Таможенного союза. Протоколом от 16 апреля 2010 года был внесен ряд изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, одним из которых стало усиление принципа приоритета наднационального регулирования.
Если в прежней редакции п. 2 ст. 1 предусматривалось, что таможенное регулирование в Таможенном союзе должно осуществляться в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза, то в новой редакции эта норма получила важное добавление. Теперь национальное регулирование в рамках Таможенного союза возможно только до тех пор, пока не будут установлены соответствующие правоотношения на уровне таможенного законодательства Таможенного союза. Таким образом, был определен вектор развития союзного таможенного законодательства, направленный на охват наднациональным регулированием всех основных областей таможенного дела, а регулирование таможенных отношений на национальном уровне оставалось в качестве "юридического переживания". Оно осуществляется национальными регуляторами до тех пор, пока на наднациональном (союзном) уровне не появятся соответствующие нормы.
Национальное регулирование осуществляется законодательством государств - членов Таможенного союза, которое формируется в Республике Беларусь на базе Таможенного кодекса Республики Беларусь от 4 января 2007 года N 204-З <2>, в Республике Казахстан - Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года N 296-IV "О таможенном деле в Республике Казахстан" <3>, а в Российской Федерации - Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" <4>.
<2> Здесь и далее при цитировании правовых актов Республики Беларусь используются тексты, размещенные на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь: http://www.pravo.by/webnpa/webnpa.asp.
<3> Здесь и далее при цитировании правовых актов Республики Казахстан используются тексты, размещенные на сайте Правительства Республики Казахстан: http://ru.government.kz/documents/presidlaw.
<4> СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.
Таможенная территория и таможенная граница
Ст. 2 ТК содержит определение двух базовых понятий таможенного законодательства - единой таможенной территории Таможенного союза и таможенной границы.
Общепринятый подход к определению таможенной территории исходит из того, что таможенная территория представляет собой территорию, на которой применяется таможенное законодательство данного государства (группы государств, образующих Таможенный союз). Такое определение таможенной территории можно встретить в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (E12./F25. Киотской конвенции), к которой Российская Федерация присоединилась в 2010 году (Федеральный закон от 3 ноября 2010 года N 279-ФЗ <5>).
<5> РГ. 10.11.2010.
Государства, вошедшие в состав Таможенного союза, формируют единую таможенную территорию. Таким образом, формирование единой таможенной территории является одним из признаков Таможенного союза.
В соответствии со ст. 11 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур "для целей применения настоящей Конвенции любому таможенному или экономическому союзу, являющемуся Договаривающейся Стороной, надлежит уведомить Генерального Секретаря Совета <6> о территориях, образующих этот таможенный или экономический союз, и эти территории будут рассматриваться как единая территория".
<6> Имеется в виду Совет таможенного сотрудничества, ныне - Всемирная таможенная организация.
Общепринятый подход к определению таможенного союза сформулирован в ст. XXIV ГАТТ. В ней таможенный союз определяется как замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией.
Схожее по своей сути определение таможенного союза содержится в ст. 1 Договора, заключенного Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 6 октября 2007 года "О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза" <7>: "Таможенный союз" - форма торгово-экономической интеграции Сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом Стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами".
<7> Текст Договора размещен на сайте Таможенного союза: http://www.tsouz.ru.
ТК не дает сущностного определения единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, а лишь перечисляет ее составные: во-первых, территории государств - членов Таможенного союза - Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а во-вторых, объекты, находящиеся за пределами территорий перечисленных государств, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (искусственные острова, установки, сооружения и т.п.) в соответствии с национальным законодательством (в Российской Федерации это, например, Федеральный закон от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" <8>, Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" <9>) и нормами международного права.
<8> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.
<9> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273.
Пределы единой таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза. С помощью такой дефиниции таможенной границы одно из ключевых понятий таможенного законодательства - "перемещение товаров через таможенную границу" - может быть определено как ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза (подп. 22 п. 1 ст. 4 ТК).
Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного регулирования в рамках Таможенного союза. Она обозначает территорию, на которую распространяется действие нормативных правовых актов, принимаемых на уровне Таможенного союза.
Пространственными пределами принимаемых на уровне государства - члена Таможенного союза законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих таможенные отношения, являются государственные границы данного субъекта Таможенного союза. Так, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" <10> акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела действуют на всей территории Российской Федерации, а также на территориях, находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, искусственных островах, установках и сооружениях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
<10> СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.
В соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств - членов Таможенного союза. Так, в соответствии с Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года <11> товары, ввезенные на территорию Свободной экономической зоны (далее - СЭЗ), на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования. Пределы портовой и логистической СЭЗ являются таможенной границей Таможенного союза (п. п. 3 - 4 ст. 9).
<11> Текст Соглашения размещен на сайте Таможенного союза: http://www.tsouz.ru.
Таможенное законодательство Таможенного союза
Понятие таможенного законодательства Таможенного союза раскрывается в ст. 3 ТК. Сразу же следует отметить, что понятие "законодательство" можно использовать применительно к нормативным правовым актам, принимаемым в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС, лишь условно, поскольку нормативные акты, регулирующие таможенные отношения в Таможенном союзе, законами не являются.
Таможенное законодательство Таможенного союза представляет собой трехуровневую систему нормативных правовых актов, расположенных в соответствии с критерием убывания юридической силы следующим образом:
1) Таможенный кодекс Таможенного союза;
2) международные договоры государств - членов Таможенного союза, регулирующие таможенные отношения в Таможенном союзе;
3) решения Евразийской экономической комиссии (до 2012 года - Комиссии Таможенного союза).
В системе таможенного законодательства Таможенного союза актом, обладающим высшей юридической силой, является Таможенный кодекс Таможенного союза. Норма, закрепляющая примат ТК среди источников таможенного права Таможенного союза, содержится в ст. 1 решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года N 17 "О Договоре о Таможенном кодексе Таможенного союза" <12>.
<12> Текст Договора размещен на сайте Таможенного союза: http://www.tsouz.ru.
ТК является приложением к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года. Это приложение, а соответственно и сам ТК, являются неотъемлемой частью Договора.
Российская Федерация ратифицировала Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза Федеральным законом от 2 июня 2010 года N 114-ФЗ <13>.
<13> СЗ РФ. 2010. N 23. Ст. 2796.
В соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 года N 48 Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза вступил в силу с 6 июля 2010 года с учетом временных изъятий, установленных Протоколом от 5 июля 2010 года. В Республике Казахстан и Российской Федерации данный Договор применяется с 1 июля 2010 года.
Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза открыт для присоединения любого государства, которое станет членом Таможенного союза.
Изменения в ТК вносятся через принятие соответствующих протоколов, которые становятся неотъемлемой частью Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза (например, Протокол от 16 апреля 2010 года "О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года" <14>).
<14> Текст Протокола размещен на сайте Таможенного союза: http://www.tsouz.ru/Docs.
Все иные Международные договоры государств - членов Таможенного союза, регулирующие таможенные отношения в Таможенном союзе, уступают по юридической силе ТК и составляют второй уровень таможенного законодательства Таможенного союза.
Договорная база Таможенного союза, с помощью которой регулируются таможенные отношения, состоит из двух групп международно-правовых актов:
1) международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС и принятых до образования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года <15>; Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 года <16>; Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года <17>; Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года <18> и т.д.
<15> Бюллетень Международных договоров. 1995. N 10.
<16> Бюллетень Международных договоров. 1995. N 6.
<17> Бюллетень Международных договоров. 2001. N 12.
<18> СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 632.
2) международных договоров, принятых после создания Таможенного союза и направленных на завершение формирования его договорно-правовой базы: Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года <19>; Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года <20>; Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года <21>; Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 года <22>; Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 5 июля 2010 года; Договор об Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза от 22 июня 2011 года <23>; Договор о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года <24> и т.д.
<19> Текст Договора размещен на сайте Таможенного союза: http://www.tsouz.ru.
<20> Текст Договора размещен на сайте Таможенного союза:
<21> Бюллетень международных договоров. 2010. N 10.
<22> Текст Соглашения размещен на сайте Таможенного союза: http://www.tsouz.ru.
<23> Текст Договора размещен на сайте Таможенного союза: http://www.tsouz.ru.
<24> Текст Договора размещен на сайте Таможенного союза: http://www.tsouz.ru.
Основные договоры и соглашения (включая учредительные договоры и Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза) утверждаются органом стратегического управления, принимающим наиболее важные решения, относящиеся к созданию и функционированию Таможенного союза. До 2012 года это был Межгосударственный Совет, с 2012 года - Высший Евразийский экономический совет.
Третьим уровнем системы таможенного законодательства Таможенного союза являются решения постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза, которым до 2012 года была Комиссия Таможенного союза, а с 2012 года - Евразийская экономическая комиссия - единый орган Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Определяя место решений Комиссии в системе таможенного законодательства Таможенного союза, ТК исходит из того, что решения Комиссии должны приниматься в соответствии с ТК и Международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Полномочия Комиссии определены в ст. 3 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года, в которой закреплено, что Комиссия осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных упомянутым Договором, иными Международными договорами, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также решениями Высшего Евразийского экономического совета в сферах: таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, таможенного администрирования, зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, установления торговых режимов в отношении третьих стран, статистики внешней и взаимной торговли, валютной политики и т.д. Перечень сфер, в которых Комиссия осуществляет свои полномочия, свидетельствует о том, что Евразийская экономическая комиссия является постоянно действующим органом, осуществляющим регулятивные функции не только в сфере Таможенного союза и единой таможенной политики, но и во всех иных областях экономической политики, составляющих содержание Единого экономического пространства.
Комиссия состоит из Совета Комиссии и Коллегии Комиссии, порядок деятельности которых регулируется Регламентом работы Евразийской экономической комиссии, утверждаемым Высшим Евразийским экономическим советом на уровне глав государств <25>.
<25> Регламент работы Евразийской экономической комиссии, утвержден решением N 1 Высшего Евразийского экономического совета, принятого в г. Москве 18 ноября 2011 года.
В пределах своих полномочий Комиссия принимает решения, имеющие обязательный характер для государств - членов Таможенного союза, и рекомендации, которые обязательного характера не имеют.
Ст. 5 Договора о Евразийской экономической комиссии воспроизводит положение ст. 3 ТК о том, что решения Комиссии являются составной частью таможенного законодательства и применяются на всей таможенной территории Таможенного союза: "Решения Комиссии входят в договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства и подлежат непосредственному применению на территориях Сторон".
Решения Комиссии принимаются Советом Комиссии и Коллегией Комиссии в пределах полномочий, установленных Договором о Евразийской экономической комиссии, и в порядке, предусмотренном этим Договором и Регламентом Комиссии.
В соответствии со ст. 7 Договора о Евразийской экономической комиссии принятие решений Комиссии производится на основании голосования членов Совета Комиссии или членов Коллегии Комиссии, при этом голоса в Комиссии распределяются следующим образом:
а) в Совете Комиссии - один голос члена Совета Комиссии является одним голосом;
б) в Коллегии Комиссии - один голос члена Коллегии Комиссии является одним голосом.
Следует упомянуть о том, что в ранее действовавшем Договоре о Комиссии Таможенного союза (ст. 7) при принятии решений голоса в Комиссии распределялись следующим образом: Республика Беларусь - 21,5; Республика Казахстан - 21,5; Российская Федерация - 57.
Согласно ст. 12 Договора о Евразийской экономической комиссии Совет Комиссии в пределах своих полномочий принимает решения консенсусом. В случае если консенсус не достигнут, вопрос передается на рассмотрение в Высший Евразийский экономический совет по предложению любого члена Совета Комиссии.
Порядок принятия решений Коллегии Комиссии определен в ст. 21 Договора. Коллегия Комиссии принимает решения консенсусом или квалифицированным большинством в две трети голосов общего числа членов Коллегии Комиссии. Перечень вопросов, решения по которым принимаются консенсусом и квалифицированным большинством в две трети голосов общего числа членов Коллегии Комиссии, определяется Регламентом (часть 6 главы 1, часть 5 главы 2, а также приложение "Функции и полномочия Совета").
К настоящему времени основную долю решений Комиссии, являющихся частью таможенного законодательства Таможенного союза, составляют решения, принятые предшественницей Евразийской комиссии - Комиссией Таможенного союза: решение от 18 июня 2010 года N 289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации", решение от 20 сентября 2010 года N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур"; решение от 20 сентября 2010 года N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" и др. <21>.
<21> Решения Комиссии Таможенного союза размещаются на официальном интернет-сайте Комиссии: http://www.tsouz.ru.
Все перечисленные акты таможенного законодательства Таможенного союза действуют на всей таможенной территории Таможенного союза. Если таможенное законодательство Таможенного союза предусматривает, что таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, такое законодательство действует на территории этого государства - члена Таможенного союза.
По общему правилу при таможенном регулировании применяются акты таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения и государственного регулирования внешнеторговой деятельности, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов. В отдельных случаях может быть предусмотрен иной порядок. Например, в случае выпуска товаров до подачи таможенной декларации (ст. 197 ТК).
Особый порядок устанавливается в отношении случаев перемещения товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза. К таким товарам применяются таможенное законодательство Таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы. Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен, применяются нормы, действующие на день выявления нарушения установленных требований.
Особые случаи применения норм таможенного законодательства действуют только в том случае, если иное регулирование не предусмотрено самим ТК или Международными договорами государств-членов Таможенного союза.
Таможенные органы
"Титульным" субъектам таможенного права - таможенным органам - посвящена ст. 6 ТК.
Определение целей и задач таможенной службы, статуса таможенных органов законодательством Таможенного союза и законодательством государств его членов соответствует базовым понятиям, закрепленным в Киотской конвенции:
E6./F10. "таможенная служба" означает государственную службу, ответственную за применение таможенного законодательства и взимание пошлин и налогов, а также применение иных законов и нормативных актов, касающихся импорта, экспорта, перемещения или хранения товаров;
E11./F2. "таможенный орган" означает административное подразделение таможенной службы, компетентное в совершении таможенных формальностей, а также здания, сооружения или другие территории, определенные для этой цели компетентными органами.
В п. 1 ст. 6 ТК перечислены функции таможенных органов, которые они осуществляют независимо от их "государственной принадлежности" на таможенной территории Таможенного союза.
1. Таможенные органы содействуют реализации единой торговой политики Таможенного союза. Будучи органами исполнительной власти, они выполняют роль основных инструментов проведения в жизнь решений торговой политики, формируемой в рамках ЕврАзЭС. Таможенные органы могут участвовать в подготовке предложений по совершенствованию торговой политики, разработке правового, организационного и экономического механизмов реализации торговой политики и т.д.
2. Таможенные органы обеспечивают исполнение таможенного законодательства Таможенного союза, на них могут быть возложены функции контроля за исполнением иного законодательства государств - членов Таможенного союза - налогового, валютного, внешнеторгового (законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности) и др.
3. Таможенные органы в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза совершают различные таможенные операции и осуществляют таможенный контроль. На единой таможенной территории Таможенного союза таможенные органы нередко выполняют эти функции в рамках оказания взаимной административной помощи, под которой понимаются "действия, совершаемые одной таможенной администрацией по поручению другой таможенной администрации или совместно с ней в целях должного применения таможенного законодательства и для предупреждения, расследования и пресечения таможенных правонарушений" (E21./F1. Киотской конвенции).
4. Таможенные органы выполняют фискальную функцию, которая для государств ЕврАзЭС имеет особое значение, поскольку таможенные платежи и иные платежи, уплачиваемые таможенным органом, наряду с налогами являются основными источниками формирования государственных доходов. В качестве фискальных органов таможенные органы взимают таможенные платежи, а также специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, осуществляют контроль за правильностью их исчисления и своевременностью уплаты, а также в рамках своей компетенции принимают установленные законодательством меры по их принудительному взысканию.
5. Таможенные органы, участвуя в процессе государственного регулирования внешнеторговой деятельности, обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов, ограничений и иных мер нетарифного регулирования в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу. За выполнение этой функции таможенные органы нередко называют внешнеторговой полицией.
6. Таможенные органы призваны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и в пределах своей компетенции создавать условия для ускорения товарооборота через таможенную границу. На это ее нацеливают и Международные стандарты, содержащиеся в Киотской конвенции, в соответствии с которой "таможенная служба устанавливает и поддерживает официальные отношения консультативного характера с участниками торговой деятельности в целях расширения сотрудничества и облегчения участия в разработке наиболее эффективных методов работы, соответствующих положениям национального законодательства и международным соглашениям".
Таможенные органы разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки. Они осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке организации и граждан информацией по вопросам таможенного дела.
7. На таможенные органы возложены задачи по обеспечению мер по защите национальной безопасности государств - членов Таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды. Выполняя соответствующую функцию, таможенные органы контролируют перемещение через таможенную границу оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, содействуют поддержанию режима нераспространения ядерного оружия, участвуют в осуществлении экспортного контроля и т.д.
Таможенные органы обеспечивают проведение совместно с иными уполномоченными органами исполнительной власти мероприятий по ветеринарному, фитосанитарному, экологическому контролю. Они отвечают на новые вызовы Международной безопасности и в качестве органов, контролирующих перемещение валюты и валютных ценностей через таможенную границу, активно участвуют в мероприятиях по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
8. Таможенные органы выполняют правоохранительную функцию в соответствии с предписаниями законодательства. Они занимаются выявлением, предупреждением и пресечением административных правонарушений и преступлений.
К основным направлениям правоохранительной деятельности таможенных органов относятся борьба с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия и т.д., содействие в борьбе с международным терроризмом.
9. Сравнительно новой функцией таможенных органов является обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности. Выполняя эту функцию, таможенные органы в порядке, предусмотренном главой 46 ТК, принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров при обнаружении признаков нарушения прав интеллектуальной собственности.
10. Ведение таможенной статистики - еще одна функция таможенных органов, закрепленная в ст. 4 ТК. Деятельность таможенных органов по ведению таможенной статистики на территории Таможенного союза регламентируется в главе 5 ТК.
Законодательством государств - членов Таможенного союза могут быть установлены и иные задачи и функции таможенных органов.
Так, например, Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" к функциям таможенных органов Российской Федерации отнесены содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 12), экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта (п. 11 ч. 1 ст. 12).
Кодексом Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" среди основных задач таможенных органов Республики Казахстан названы: осуществление таможенного контроля после выпуска товаров, а также принятие мер по взысканию задолженности; проведение радиационного и транспортного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза; участие в реализации единой бюджетной политики и др. (ст. 8).
Таможенный Кодекс Республики Беларусь среди основных функций таможенных органов упоминает подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов, а также проведение научно-исследовательских работ в области таможенного дела (ст. 313).
Система и статус таможенных органов, условия прохождения службы в таможенных органах определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.
В Российской Федерации систему таможенных органов составляют: 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, - Федеральная таможенная служба (ФТС России); 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты (ст. 10 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Таможенными органами в Республике Беларусь являются Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни (ст. 312 Таможенного кодекса Республики Беларусь).
В Республике Казахстан создана шестиуровневая система таможенных органов, в которую входят: 1) уполномоченный орган в сфере таможенного дела - Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан; 2) территориальные подразделения уполномоченного органа в сфере таможенного дела (по областям, городам республиканского значения, столице); 3) таможни; 4) таможенные посты; 5) контрольно-пропускные пункты на таможенной границе Таможенного союза; 6) специализированные таможенные учреждения (таможенные лаборатории, кинологические, учебные, вычислительные центры и др.) (ст. 6 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан").
Права, обязанности и ответственность таможенных органов и их должностных лиц также урегулированы на национальном уровне: в Российской Федерации - в параграфе 2 главы 2 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в Республике Беларусь - в параграфе 2 главы 33 Таможенного кодекса, в Республике Казахстан - в главе 2 Кодекса "О таможенном регулировании в Республике Казахстан".
В этих же актах законодательства государств - членов Таможенного союза устанавливается порядок применения должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств, оружия и использования служебных собак, регулируются вопросы обеспечения деятельности таможенных органов (материально-техническое обеспечение; размещение объектов таможенных органов; имущество таможенных органов и др.).
Вопросы прохождения службы в таможенных органах ТК относит также к компетенции национального законодательства. В Российской Федерации соответствующие отношения урегулированы Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" <27>. В Республике Беларусь в соответствии со ст. 326 Таможенного кодекса порядок и условия прохождения службы в таможенных органах регламентируются Положением о прохождении службы должностными лицами таможенных органов Республики Беларусь, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.
<27> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3586.
В целях координации взаимодействия таможенных служб государств - членов Таможенного союза, унификации применения таможенного законодательства и таможенного регулирования по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов государств - членов Таможенного союза, учреждена Объединенная коллегия таможенных служб государств - членов Таможенного союза (далее - Объединенная коллегия).
Объединенная коллегия осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Договором об Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза от 22 июня 2011 года <28> и другими актами таможенного законодательства Таможенного союза.
<28> Текст Договора размещен на сайте Таможенного союза: http://www.tsouz.ru.
Основными задачами Объединенной коллегии согласно ст. 6 Договора об Объединенной коллегии являются: а) координация деятельности таможенных служб государств - членов Таможенного союза; б) участие в формировании единой правовой базы Таможенного союза по вопросам таможенного дела в части, касающейся компетенции таможенных служб; в) обеспечение единообразного применения таможенного законодательства; г) обеспечение унифицированного порядка организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств на единой таможенной территории; д) содействие реализации таможенной политики на единой таможенной территории Таможенного союза.
Выполняя поставленные перед ней задачи, Объединенная коллегия (ст. 7 Договора) имеет право:
а) разрабатывать в рамках своей компетенции предложения о совершенствовании порядка учета сумм таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие в условиях Таможенного союза;
б) принимать в рамках своей компетенции решения, направленные на развитие сотрудничества, обеспечение взаимодействия таможенных служб;
в) принимать решения для обеспечения эффективного таможенного администрирования на единой таможенной территории;
г) создавать в установленном порядке постоянные или временные рабочие группы, необходимые для подготовки вопросов в сфере таможенного регулирования в Таможенном союзе;
д) поручать таможенным службам государств-членов Таможенного союза докладывать о ходе реализации норм таможенного законодательства и о ходе выполнения принимаемых Объединенной коллегией решений;
е) определять области рисков, в отношении которых таможенные органы в обязательном порядке разрабатывают и применяют меры по их минимизации;
ж) определять единый порядок обмена информацией и предоставления информации, связанной с уплатой ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие);
з) обеспечивать применение согласованных правил, основанных на единых принципах ведения учета ввозных таможенных пошлин, в соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года;
и) пользоваться иными правами, предусмотренными актами таможенного законодательства Таможенного союза.
Правоохранительная деятельность таможенных органов
Осуществляемая таможенными органами правоохранительная деятельность составляет предмет ст. 7 ТК. Выполняя правоохранительную функцию, таможенные органы выступают как: а) органы дознания; б) органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; в) органы, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях и привлекающие лиц к административной ответственности.
Полномочия таможенных органов при осуществлении ими правоохранительной деятельности закреплены соответствующими актами национального законодательства.
В Таможенном кодексе Республики Беларусь содержание правоохранительной деятельности раскрывается в параграфе 3 главы 33. В Кодексе Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" этим вопросам посвящена ст. 15. В Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации" отдельная глава посвящена проведению контролируемой поставки товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, - оперативно-розыскному мероприятию, осуществляемому таможенными органами (глава 46).
Статус таможенных органов как органов дознания определяется в государствах-членах Таможенного союза актами уголовно-процессуального законодательства: Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 174-ФЗ <29>, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 1999 года N 295-З и Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года N 206.
<29> СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921.
В них таможенные органы наделяются статусом органов дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым отнесено этими законами к ведению таможенных органов.
Так, в соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дознавателями таможенных органов Российской Федерации дознание производится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 "Контрабанда" и ст. 194 Уголовного кодекса Российской Федерации "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица". Кроме того, статьей 157 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации таможенные органы Российской Федерации наделены полномочиями проводить неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: ст. 188 "Контрабанда" (части 2 - 4); ст. 189 "Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники"; ст. 190 "Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран"; ст. 193 "Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте".
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами государств - членов Таможенного союза в соответствии с национальным законодательством об оперативно-розыскной деятельности. Права таможенных органов на осуществление оперативно-розыскной деятельности закреплены в ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <30>, ст. 7 Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999 года N 289-З "Об оперативно-розыскной деятельности" и ст. 6 Закона Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года N 154-XIII "Об оперативно-розыскной деятельности".
<30> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.
Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством государств - членов Таможенного союза преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов. Они могут осуществлять оперативно-розыскную деятельность, исполняя запросы Международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с Международными договорами.
Полномочиями вести производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к административной ответственности таможенные органы наделены: в Российской Федерации в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ <31>; в Республике Беларусь - Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года N 194-З и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 года N 194-З; в Республике Казахстан - Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года N 155-II.
<31> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
С целью координации усилий по борьбе с административными правонарушениями и преступлениями государства - члены Таможенного союза заключили ряд международных договоров и соглашений:
Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза от 5 июля 2010 года <32>;
<32> Текст Договора размещен на сайте Таможенного союза: http://www.tsouz.ru.
Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях от 5 июля 2010 года <33>.
<33> Текст Соглашения размещен на сайте Таможенного союза: http://www.tsouz.ru.
Основы правового режима информации,
полученной таможенными органами
Для выполнения своих функций таможенные органы нуждаются в различного рода информации о лицах, участвующих в таможенных правоотношениях, товарах, перемещаемых через таможенную границу, и т.д.
Таможенные органы обладают правомочиями требовать документы и сведения, представление которых предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза и необходимо для выполнения задач таможенной службы (совершения таможенных операций, проведения таможенного контроля и т.д.).
Статья 8 ТК содержит норму, в соответствии с которой любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с предписаниями законодательства, может быть использована исключительно в таможенных целях, в том числе в целях предупреждения и пресечения административных правонарушений и преступлений. Данное правило соответствует стандартам Киотской конвенции и было закреплено в Таможенном кодексе Российской Федерации (ст. 10).
Законодательство предусматривает, что таможенные органы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны предотвращать несанкционированный доступ к информации, предупреждать возможность неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации и осуществлять постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации (ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <34>).
<34> СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448.
В ст. 44 ТК закреплено, что информационные ресурсы таможенных органов, сформированные на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, а также документов, необходимых для их совершения, имеют ограниченный доступ. Порядок формирования информационных ресурсов и доступа к ним определяется законодательством государств - членов Таможенного союза. В Российской Федерации соответствующие отношения регламентируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" <35>.
<35> СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3451.
Таможенное законодательство Таможенного союза уделяет особое внимание информационным системам и информационным технологиям в таможенном деле, выделив эту проблематику в отдельную главу ТК (глава 4).
Особый правовой режим устанавливается в отношении информации ограниченного распространения. Такая информация, во-первых, не должна разглашаться, во-вторых, не должна использоваться должностными лицами таможенных органов в личных целях и, в-третьих, не должна передаваться третьим лицам, а также государственным органам (за исключением отдельных случаев, когда законодательство предусматривает обязанность таможенного органа передавать информацию, например, иным правоохранительным органам с целью поддержания правопорядка и режима законности, борьбы с преступностью, налоговым органам и т.д.).
Под действие особого режима защиты подпадают:
а) информация, составляющая государственную тайну, то есть защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
б) информация, составляющая служебную или коммерческую тайну;
в) информация, составляющая налоговую тайну;
г) информация, составляющая банковскую тайну, то есть информация о банковских операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов банков;
д) любая иная конфиденциальная информация, то есть информация, которая не является общедоступной и может нанести ущерб правам и охраняемым интересам предоставившего ее лица.
Поступившие в таможенные органы сведения, составляющие охраняемую законом тайну, имеют специальный режим хранения и доступа к ним должностных лиц таможенных органов.
Таможенные органы одного государства - члена Таможенного союза передают предоставленную им информацию государственным органам данного государства - члена Таможенного союза при условии, что такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них законодательством данного государства - члена Таможенного союза. При передаче информации в этом случае должны соблюдаться требования законодательства данного государства - члена Таможенного союза по защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны и другой конфиденциальной информации, а также международных договоров государств - членов Таможенного союза.
Государства - члены Таможенного союза заключили Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств - членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года <36>.
<36> Текст Соглашения размещен на сайте Таможенного союза: http://www.tsouz.ru.
Порядок обжалования действий (бездействия)
таможенных органов и их должностных лиц
Право любого лица обжаловать акты субъектов власти - атрибут демократического государства. Это право представляет важную юридическую гарантию защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, которые участвуют в публично-правовых (в том числе таможенно-правовых) отношениях, построенных на началах неравенства сторон.
Лицо может обратиться в государственные органы с жалобой, заявлением или иным обращением. Основное отличие жалобы от иных обращений состоит в том, что жалоба представляет собой обращение по поводу нарушенного права или законного интереса (в этой связи заявление представляет собой обращение лица по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением).
В ТК закреплено право любого лица обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц. При этом сроки и порядок такого обжалования отнесены к сфере регулирования законодательства государства - члена Таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Принятый в Международной практике порядок подачи жалобы по таможенным вопросам нашел отражение в главе 10 Генерального приложения к Киотской конвенции. Согласно нормам Международного таможенного права, таможенное законодательство должно предусматривать право на обжалование по таможенным вопросам. При этом под жалобой понимается "акт, посредством которого лицо, непосредственно затронутое решением или бездействием таможенной службы и считающее себя понесшим в результате этого ущерб, обращается в компетентный орган с требованием о его возмещении" (E1./F23.).
Правом на обжалование наделяется любое лицо, непосредственно затронутое решением таможенной службы или ее бездействием, под которым в Киотской конвенции понимается несовершение действия или непринятие решения, предписанного для таможенной службы таможенным законодательством, в течение разумного срока по вопросу, поставленному перед ней надлежащим образом (E22./F21.).
Национальное законодательство должно предусматривать право на подачу первоначальной жалобы таможенной службе. В случаях отклонения жалобы таможенной службой заявитель имеет право на дальнейшее обжалование в органе, независимом от таможенной администрации. В последней инстанции заявитель имеет право обратиться в судебный орган.
В случае отклонения жалобы таможенная служба указывает причины этого в письменном виде и разъясняет заявителю его право на дальнейшую подачу жалобы в административный или иной орган, а также оповещает о сроке, отведенном для подачи такой жалобы. В случае же удовлетворения жалобы таможенная служба в кратчайшие сроки приводит в исполнение свое решение или предписание судебного органа, за исключением случаев, когда таможенная служба обжалует такое предписание.
В Республике Беларусь нормы, регулирующие отношения по обжалованию решений таможенных органов, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, содержатся в главе 5 (ст. ст. 32 - 43) Таможенного кодекса Республики Беларусь.
В ст. 17 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" содержится бланкетная норма, в соответствии с которой любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в сроки и в порядке, которые установлены законодательством Республики Казахстан. При этом в отдельной главе Кодекса устанавливается порядок обжалования уведомлений о погашении задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням (ст. ст. 173 - 182 главы 19).
В Российской Федерации порядок подачи, рассмотрения и разрешения направляемых в таможенные органы жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в области таможенного дела определен в главе 3 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ст. ст. 36 - 49). Важно отметить, что упомянутый порядок не применяется в случае обжалования постановлений таможенных органов или их должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также иных решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, в отношении которых предусмотрены специальные правила обжалования.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд (арбитражный суд). При этом подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд (арбитражный суд). Жалоба, поданная в таможенные органы и в суд (арбитражный суд), рассматривается судом (арбитражным судом).
Порядок подачи, рассмотрения и разрешения жалоб, направляемых в суды, определяется законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве (главой 25 "Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 138-ФЗ <37>).
<37> СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.
Вопросы подачи жалоб в арбитражные суды, их рассмотрения и разрешения урегулированы законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах (главой 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 95-ФЗ <38>).
<38> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.
Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности, либо со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия (ст. 40 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
По общему правилу подача жалобы на решение (действие) таможенного органа или его должностного лица не приостанавливает исполнения обжалуемого решения (действия). Однако при наличии достаточных оснований полагать, что обжалуемое решение (действие) не соответствует таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле, а также в случае, если неприостановление исполнения решения (действия) может иметь необратимый характер либо может повлечь причинение значительного ущерба заявителю, таможенный орган, рассматривающий жалобу, вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого решения (действия) до принятия решения по существу жалобы (ст. 43 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Поданная жалоба должна рассматривается таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления (ст. 47 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Решение, действие (бездействие) должностного лица таможни или таможенного поста в связи с ввозом в Российскую Федерацию и (или) вывозом из Российской Федерации товаров, стоимость которых не превышает 1,5 млн. рублей, и (или) одного транспортного средства могут быть обжалованы в упрощенном порядке, предусмотренном ст. 49 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Упрощенный порядок обжалования заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу таможни или таможенного поста. Рассмотрение жалобы в упрощенном порядке осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно, но не позднее трех часов с момента ее подачи.
В настоящее время происходят существенные изменения в облике интеграционных группировок, формируемых на постсоветском пространстве.
Очевидно, что динамично развивающиеся процессы формирования институциональной основы Таможенного союза и единого экономического пространства ЕврАзЭС еще не раз приведут к необходимости корректировать законодательные основы таможенного регулирования в Таможенном союзе Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.