Налогоплательщик направил по почте в регистрирующий орган комплект документов на регистрацию объекта недвижимости. С какого момента налогоплательщик вправе начислять в целях исчисления налога на прибыль амортизационные отчисления по этому недвижимому имуществу: с момента сдачи указанных документов в отделение связи или с момента выдачи расписки должностным лицом регистрирующего органа в получении документов на государственную регистрацию права собственности на этот объект?

Ответ: Статьей 256 Налогового кодекса РФ определено, что амортизируемым имуществом в целях исчисления налога на прибыль признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью свыше 10 000 руб.

Пунктом 8 ст. 258 НК РФ определено, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимому имуществу отнесены земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.

При этом право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ.

Пунктом 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, определено, что по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемым, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию. При принятии этих объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств после государственной регистрации производится уточнение ранее начисленной суммы амортизации.

Таким образом, налогоплательщик может учитывать для целей налогообложения прибыли суммы начисленной амортизации по недвижимому имуществу только после подачи документов на государственную регистрацию права на этот объект.

Данная точка зрения поддерживается арбитражной практикой. Например, в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 07.09.2006 N А65-23361/2005-СА1-19, от 25.05.2006 по делу N А65-22928/05-СА1-23 арбитражный суд пришел к выводу, что налогоплательщик неправомерно отнес начисленную амортизацию по недвижимому имуществу в состав расходов по налогу на прибыль до подачи документов на государственную регистрацию права на этот объект недвижимости. Налогоплательщик вправе был начислять амортизацию на имущество лишь с момента документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию прав на недвижимое имущество.

Статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Заявление о государственной регистрации права представляется на государственную регистрацию прав в единственном экземпляре-подлиннике и после государственной регистрации права помещается в правоустанавливающие документы.

При получении правоустанавливающих документов на государственную регистрацию прав должностное лицо органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, вносит соответствующую запись в книгу учета документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты.

Заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает принятие документов на государственную регистрацию прав. Регистрационные действия начинаются с момента приема документов на государственную регистрацию прав. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится в последовательности, определенной порядком приема документов. Сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия - наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр прав.

Пунктами 9, 19 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста России от 01.07.2002 N 184 (далее - Методические рекомендации), предусмотрено, что должностному лицу - работнику органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, при приеме документов рекомендуется установить (идентифицировать) личность заявителя (заявителей) и проверить полномочия представителя правообладателя и (или) участников сделки действовать от их имени, в том числе полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица; а также проверить соответствие указанных в заявлении о государственной регистрации данных (сведений) с аналогичными данными (сведениями), содержащимися в представленных (предъявленных) на государственную регистрацию документах, а также удостовериться в наличии в заявлении подписи заявителя и даты его представления; внести в соответствии с Правилами ведения книг учета документов записи о принятии документов в книгу учета входящих документов с указанием даты и времени их получения с точностью до минуты; выдать заявителю расписку в получении документов на государственную регистрацию.

В расписку в получении документов на государственную регистрацию в соответствии с п. 14 Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста России от 24.12.2001 N 343 (далее - Правила), в том числе включаются: дата и время с точностью до минуты представления документов; перечень документов с указанием их наименования, реквизитов; количество экземпляров каждого из представленных документов (подлинных экземпляров и их копий); количество листов в каждом экземпляре документа; номер книги учета входящих документов и порядковый номер записи в книге учета входящих документов; фамилия и инициалы работника органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, принявшего документы и сделавшего соответствующую запись в книге учета входящих документов, а также его подпись. Копия расписки приобщается к принятым на государственную регистрацию прав документам.

Пунктами 10, 22 Методических рекомендаций предусмотрено, что документы, удостоверяющие личность, предъявляют физические лица, заявляющие о государственной регистрации права, сделки, ограничения (обременения) права: правообладатели, участники сделки, их представители, в том числе представители юридических лиц. Представитель юридического лица предъявляет учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица.

Таким образом, из анализа и содержания названных нормативных правовых актов видно, что фактом документального подтверждения подачи документов на государственную регистрацию объектов недвижимости является расписка должностного лица регистрирующего органа в получении документов на государственную регистрацию, оформленную в соответствии с п. 14 Правил.

Описанная процедура представления документов на государственную регистрацию связана с административно-правовыми отношениями, возникшими в сфере государственной регистрации прав, а следовательно, является обязательной для правообладателей.

Представление же документов по почте не предусмотрено ни одним названным нормативным правовым актом и, соответственно, не допускается.

При приеме документов должностное лицо регистрирующего органа проверяет как соответствие представленных в копиях оригиналам документов, так и проверяет личность лиц их представивших. Очевидно, что при направлении документов по почте эти действия не производятся.

Данные выводы подтверждаются также арбитражной практикой (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.10.2006 по делу N А56-46703/2005, от 05.10.2006 по делу N А56-46704/2005).

Таким образом, налогоплательщик вправе начислять амортизацию по недвижимому имуществу только с момента выдачи расписки должностным лицом регистрирующего органа в получении документов на государственную регистрацию права на этот объект, а не с момента сдачи на почту указанных документов.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

09.08.2007