Банкротство кредитных организаций
(Зайцева В.) ("Законность", N 2, 2000) Текст документаБАНКРОТСТВО КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В. ЗАЙЦЕВА
В. Зайцева, кандидат юридических наук, консультант Высшего Арбитражного Суда РФ.
В настоящее время банкротство кредитных организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". В производстве арбитражных судов есть дела о несостоятельности (банкротстве), которые открывались в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона о банкротстве кредитных организаций: Законом РФ от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" и Федеральным законом от 8 января 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). В Законе "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" лишь ст. 11 была посвящена особенностям рассмотрения дел о банкротстве банков, которые были сведены к предварительному отзыву лицензии на совершение банковских операций перед подачей заявления о банкротстве коммерческого банка. Процесс банкротства даже небольшого банка затрагивает имущественные интересы значительного круга участников предпринимательских отношений и граждан, являющихся его клиентами. Характерной особенностью рассмотрения дел о банкротстве банков является большое количество кредиторов (например, АК АвтоУАЗбанк имеет более 1000 кредиторов <*>), в том числе вкладчиков - физических лиц. Еще до отзыва лицензии на совершение банковских операций необходимо провести мероприятия по восстановлению платежеспособности банка, так как проведение указанных процедур после отзыва лицензии на совершение банковских операций невозможно. -------------------------------- <*> Отчет о деятельности арбитражного суда Ульяновской области в 1998 году.
Закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" предусматривал для всех юридических лиц одинаковые внесудебные процедуры, не указывая отдельных внесудебных процедур в отношении банков. Поэтому особое внимание хотелось бы обратить на то, что Закон о банкротстве кредитных организаций предусматривает меры по предупреждению банкротства банков: досудебные меры по финансовому оздоровлению кредитной организации, введение временной администрации и реорганизацию банков. Арбитражные суды рассматривают дела о банкротстве кредитных организаций по правилам, закрепленным в АПК РФ и Законе о банкротстве с особенностями, предусмотренными в ФЗ о банкротстве кредитных организаций (ст. 28 и параграф 4 главы VIII Закона о банкротстве). Согласно п. 2 ст. 142 Закона о банкротстве заявление о признании кредитной организации банкротом принимается к рассмотрению арбитражным судом после отзыва Банком России у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если иное не будет предусмотрено ФЗ о банкротстве кредитных организаций. Основания для отзыва лицензии перечисляются в ст. 20 Закона "О банках и банковской деятельности". Среди них названа и неспособность кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их исполнения, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом (в ред. Федерального закона от 31 июля 1998 г.). Закон о банкротстве кредитных организаций предусматривает особенности в применении арбитражным судом процедур: в деле о банкротстве банков и других кредитных организаций применяются наблюдение и конкурсное производство (ст. 5), а в отношении кредитных организаций внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Законом о банкротстве, применяться не будут. Таким образом, разрешается проблема, возникшая при применении Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий": о невозможности применения реорганизационных процедур к кредитной организации в условиях приостановления ее деятельности, вызванной отзывом лицензии на осуществление банковских операций. Несмотря на нецелесообразность применения реорганизационных процедур к банкам после отзыва лицензии, они все же применялись к некоторым из них, например, к Тверьуниверсалбанку, который после полутора лет внешнего управления был признан платежеспособным, и ему восстановили в Банке России лицензию на осуществление банковских операций. Тверьуниверсалбанк настаивал на возврате ему генеральной лицензии на проведение банковских операций. Но Банк России не вправе выдавать такую лицензию кредитному учреждению, относимому к категории проблемных. В частности, банк не может открывать новые филиалы, привлекать средства частных клиентов на депозиты и инвестировать средства в новые предприятия <*>. Таким образом, Тверьуниверсалбанк получил возможность возродиться, но как банк региональный. -------------------------------- <*> Ежова Ю. Возвращение блудного Тверьуниверсалбанка // Русский Телеграф. 1998. N 89, с. 5.
В научной литературе иногда встречается широкое понимание термина "конкурсное производство" как синонима всего производства по делу о банкротстве. Употребление указанного термина именно в этом смысле было характерно для российского дореволюционного права <*>. В настоящее время такая трактовка сохранилась в ряде зарубежных стран. Например, в научной литературе, посвященной анализу законодательства этих стран о несостоятельности, можно встретить понятие "конкурсное право". Конкурсное право, или несостоятельность, - отношения, возникающие в результате и в связи с абсолютной неплатежеспособностью должников, регулируются целым комплексом материальных и процессуальных норм, образующих специфический институт гражданского и торгового права <**>. Сходство гражданского и конкурсного процессов обусловливается тем, что в законодательстве зарубежных стран, посвященном несостоятельности, по ряду вопросов делаются прямые отсылки к гражданскому процессуальному законодательству. При допросе свидетелей, исследовании доказательств, вынесении решений и определений суды руководствуются нормами гражданского процессуального законодательства. Можно сказать, что конкурсный процесс в зарубежных странах является специфической формой гражданского процесса, а нормы гражданского процессуального права и нормы конкурсного права находятся в соотношении как общие и специальные. -------------------------------- <*> Телюкина М. В. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Комментарий для специалистов. - М.: БЕК, 1998, с. 12. <**> Гражданское и торговое право капиталистических государств / Под ред. Васильева Е. А. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Международные отношения, 1993, с. 441.
В России в соответствии со ст. 22 АПК рассмотрение дел о банкротстве отнесено к исключительной компетенции арбитражных судов. Согласно ст. 28 АПК дела о банкротстве организаций и граждан рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве. Дела о банкротстве кредитных организаций, как уже было сказано, арбитражные суды рассматривают по правилам, закрепленным в АПК РФ, Законе о банкротстве с особенностями, предусмотренными в ФЗ о банкротстве кредитных организаций. Существует обстоятельство, которое роднит конкурсный и гражданский процесс в зарубежных странах, а также конкурсный и арбитражный процесс в России, - все они представляют собой процедуру принудительного исполнения обязательств должника. Экономической особенностью конкурсного производства по сравнению с гражданским или арбитражным процессом является то, что в отличие от последнего, где истец, требование которого удовлетворяется судом, получает экономически позитивный результат от принудительной реализации существующих гражданских правоотношений, в конкурсном производстве эквивалента ценностей не получает никто. Все стороны терпят убытки. В Законе "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (преамбула и ст. 15) конкурсное производство определялось как процедура, направленная на принудительную или добровольную ликвидацию предприятия, в результате которой осуществляется распределение конкурсной массы между кредиторами с целью соразмерного удовлетворения их требований, объявления должника свободным от долгов, а также с целью охраны сторон от неправомерных действий в отношении друг друга. Согласно ст. 2 Закона о банкротстве конкурсное производство - это процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. В настоящее время определение понятия "конкурсное производство" не содержит указания на то, что эта процедура направлена на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельного должника. ФЗ о банкротстве кредитных организаций специального определения такой процедуре банкротства, как конкурсное производство, не дает. Поэтому можно считать положительным тот факт, что Закон о банкротстве дает универсальное определение конкурсного производства, применимое и к организациям - должникам, в том числе к кредитным организациям - должникам, и к гражданам - должникам, так как в ФЗ о банкротстве кредитных организаций из понятия "несостоятельности (банкротства) банка" исключается возможность добровольного объявления им о своем банкротстве и ликвидации. Закон о банкротстве, как и Закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" предусматривает обязательное открытие конкурсного производства после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Таким образом, даже если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что поступлений денежных средств на счет от физических и юридических лиц не ожидается, имущество у должника отсутствует, арбитражный суд, признав его банкротом, обязан принять решение об открытии конкурсного производства. В противном случае решение будет отменено вышестоящей инстанцией. В соответствии с Законом о банкротстве решения об открытии конкурсного производства и о признании банкротом должника - юридического лица и о признании банкротом индивидуального предпринимателя будут отличаться. В первом случае будут содержаться указания о признании должника банкротом, об открытии конкурсного производства и о назначении конкурсного управляющего, а во втором - о признании утратившей силу регистрации должника в качестве индивидуального предпринимателя. В п. 1 ст. 48 ФЗ о банкротстве кредитных организаций предусматривается, что Банк России вносит запись о признании банка банкротом и об открытии конкурсного производства в книгу государственной регистрации кредитных организаций. Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства подлежит немедленному исполнению, если иное не установлено арбитражным судом. В Законе "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" срок проведения конкурсного производства не был определен. Поэтому конкурсное производство дел, по которым было установлено, что должник не имеет имущество и поступлений от физических и юридических лиц не ожидается, длилось годами. Для того чтобы ускорить проведение конкурсного производства по указанной категории дел, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ дал разъяснение в п. 11 Обзора практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве) <*>. В нем указано, что ч. 1 ст. 96 АПК предусматривает совершение процессуальных действий "в сроки, установленные настоящим Кодексом или иными федеральными законами, а в случаях, когда процессуальные сроки не установлены, они назначаются арбитражным судом". Поэтому в решении арбитражного суда о признании должника банкротом могут устанавливаться сроки представления отчета конкурсного управляющего. Такой срок на основании ст. 27 Закона "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" не мог превышать четырех месяцев. В соответствии с указанной статьей конкурсный управляющий после истечения двухмесячного срока со дня публикации объявления о банкротстве организации - должника анализировал все обязательства организации - должника независимо от поступления претензий кредиторов, составлял список признанных и отклоненных претензий с указанием сумм признанных претензий и очередности их удовлетворения и в течение двух месяцев направлял этот список кредиторам. Статьей 97 Закона о банкротстве предусмотрено, что срок проведения конкурсного производства не может превышать один год. Таким образом, законодатель увеличил срок проведения конкурсного производства. Арбитражный суд вправе продлить этот срок на шесть месяцев, но при необходимости срок конкурсного производства может быть им же увеличен сверх указанных сроков. -------------------------------- <*> Информационное письмо от 7 августа 1997 г. N 20 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1997, N 10.
Продолжительность периода проведения конкурсного производства зависит от конкретных обстоятельств и временных условий, которые необходимы для реализации мероприятий, например, от принятия конкурсным управляющим мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц. Не получится ли на практике, что срок конкурсного производства будет продлеваться бесконечно? Количество рассматриваемых дел о банкротстве арбитражными судами растет с каждым годом. Поэтому представляется целесообразным установление предельного срока для проведения конкурсного производства. Конкурсное производство, согласно российскому законодательству, является конечной стадией в процедуре банкротства. Результатом конкурсного производства является ликвидация юридических лиц или предпринимательской деятельности гражданина. Согласно ст. 2 Закона "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" в отношении должника могли быть применены реорганизационные и ликвидационные процедуры, а также мировое соглашение. К реорганизационным процедурам относились внешнее управление имуществом должника и санация, к ликвидационным - принудительная ликвидация организации - должника по решению арбитражного суда (конкурсное производство) и добровольная ликвидация несостоятельной организации под контролем кредиторов. Закон о банкротстве предусматривает другую, отличную от Закона "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" внесудебную меру по предупреждению банкротства - досудебную санацию. В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве досудебная санация представляет собой меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника - юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства. Закон о банкротстве, перечисляя судебные процедуры, разделяет их применение по субъектному составу. К юридическим лицам (п. 1 ст. 23 Закона о банкротстве) могут быть применены наблюдение, внешнее управление (судебная санация), мировое соглашение, иные процедуры, предусмотренные указанным федеральным законом. К гражданам (п. 2 ст. 23 Закона о банкротстве) могут быть применены конкурсное производство, мировое соглашение и иные процедуры, предусмотренные федеральным законом. В главах II - IV ФЗ о банкротстве кредитных организаций предусматриваются досудебные меры по предупреждению банкротства банков: финансовое оздоровление кредитной организации, введение временной администрации и реорганизация. Как уже было сказано, в деле о банкротстве банков могут применяться только такие судебные процедуры, как наблюдение и конкурсное производство. В арбитражной практике в настоящее время возникает вопрос о применении к банкам, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве в соответствии с Законом "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", реорганизационных процедур. Например, арбитражный суд Ульяновской области в отчете о своей деятельности за 1998 г. обращает внимание на то, что указанный вопрос требует разрешения. Каким образом можно применять реорганизационные процедуры к банку, если до возбуждения дела о банкротстве у банка отозвана лицензия на осуществление банковских операций, - задает вопрос арбитражный суд. Он полагает, что применение реорганизационных процедур к банкам возможно только в том случае, если в законе будет предусмотрено, что при принятии решения арбитражным судом об открытии реорганизационных процедур Банк России будет обязан выдать этому банку лицензию на срок проведения указанных процедур. Таким образом, конкурсное производство является обязательной процедурой банкротства, в том числе и банков. Следует еще раз подчеркнуть, что при банкротстве банков применяются всего две судебные процедуры: наблюдение и конкурсное производство. Первая применяется до момента признания банка банкротом и открытия конкурсного производства в целях обеспечения сохранности его имущества и проведения анализа финансового состояния должника, а вторая применяется к банку - должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Название документа