Удостоверение сделок при банкротстве

(Галиева Р.)

("Российская юстиция", N 2, 2000)

Текст документа

УДОСТОВЕРЕНИЕ СДЕЛОК ПРИ БАНКРОТСТВЕ

Р. ГАЛИЕВА

Р. Галиева, старший консультант Свердловской областной нотариальной палаты, кандидат юридических наук, доцент.

Организации, в отношении которых поставлен вопрос о признании их банкротами либо уже проводятся соответствующие процедуры, вправе при определенных условиях совершать гражданско - правовые сделки. Значит, возможно обращение к нотариусу. При этом возникают вопросы о значимости нотариальных действий в этом процессе, совместимости бесспорного "мирного" нотариального производства с принудительной процедурой банкротства и многие другие.

При нотариальном удостоверении сделок, в той или иной мере связанных с банкротством, помимо традиционно необходимых учредительных документов (хотя они уже не так важны, так как имеется решение арбитражного суда) для установления полномочий арбитражного (временного, внешнего, конкурсного) управляющего представляются определение суда о его назначении, свидетельство о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, лицензия на занятие данной деятельностью и подлинные экземпляры решений собрания (комитета) кредиторов.

Поскольку в печати не публикуют сведения о должниках, против которых возбуждены дела о банкротстве, а "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" сообщает лишь о тех, кто уже признан банкротом, нотариусы, по моему мнению, могут сами делать запросы в арбитражные суды, а сторонам (в особенности продавцу) разъяснять содержание ст. ст. 209, 460 ГК РФ о том, что они обязаны предупредить друг друга о правах третьих лиц на имущество, являющееся предметом сделки, и иных обстоятельствах, препятствующих заключению договора.

На стадии наблюдения не допускается предъявление к должнику индивидуальных требований, выдача исполнительных документов, в том числе совершение исполнительных надписей нотариусами. Выполнение ранее выданных документов такого рода согласно п. 1 ст. 57 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" приостанавливается (кроме исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по зарплате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражем заявления о признании должника банкротом). Однако случается, что предприятия отказываются производить выплаты по нотариально оформленным алиментным соглашениям, мотивируя это тем, что в Законе о банкротстве они не упомянуты в числе исполнительных документов, хотя безусловно ими являются согласно ст. 100 Семейного кодекса РФ. Действительно, при прочтении ст. 57 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" мы их не найдем, но слова "судебные решения о выплате алиментов" не должны смущать и пониматься буквально, так как нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов приравнивается по силе к исполнительному листу, выданному судом (п. 2 ст. 80, ст. ст. 99, 100 Семейного кодекса РФ, ст. 7 Закона "Об исполнительном производстве").

План внешнего управления может предусмотреть отличный от указанного в Законе "О несостоятельности (банкротстве)" общего способа продажи имущества должника - открытых торгов (ст. 87). Однако при отсутствии плана управляющий не вправе продавать имущество иначе, кроме случаев, установленных законодательством. Поэтому нотариусам следует проверять наличие плана и соответствие ему действий управляющего.

Планом внешнему управляющему может быть разрешено продать имущество самому либо через комиссионера (неопределенному или конкретно отобранному кругу лиц), но с обязательным соблюдением согласованных в плане требований к условиям договора купли - продажи, касающихся цены, сроков, способов оплаты и т. п.

Если в плане предусматривается продажа имущества с торгов, то они проводятся в форме аукциона - изменять форму проведения торгов соглашением кредиторов нельзя. В Законе установлены некоторые изъятия из этого правила для имущественного комплекса страховой организации (ст. 145), недвижимого имущества и имущественных прав крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. ст. 171, 172), для земель сельскохозяйственных организаций (ст. ст. 139, 171). Кроме того, продажа имущества возможна на закрытых торгах. В одних случаях это делается по усмотрению кредиторов, а в других - в силу прямого указания Закона (например, продажа объектов, ограниченных в обороте).

При отчуждении имущества через комиссионера действуют общие правила о форме договора и положения гл. 51 ГК РФ ("Комиссия"). Для удостоверения данного договора нотариусу, помимо традиционных документов, следует истребовать для ознакомления план внешнего управления, решение собрания (комитета) кредиторов, а также договор комиссии, заключенный внешним управляющим с комиссионером, чтобы проверить их полномочия на реализацию конкретного имущества. Согласно Положению о лицензировании риэлтерской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г., в части, не противоречащей Федеральному закону от 25 сентября 1998 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность комиссионера, осуществляющего от своего имени, но за счет клиента гражданско - правовые сделки с недвижимостью, является риэлтерской и подлежит лицензированию. Но согласно п. 3 указанного Положения требование о лицензировании не распространяется на лиц, организующих продажу недвижимости в соответствии с решениями органов исполнительной власти, местного самоуправления или судов. Поэтому наличие лицензии у назначенного арбитражным судом комиссионера не обязательно.

Помимо проверки учредительных документов, общей и специальной правоспособности комиссионера (на совершение операций с недвижимостью) нотариус обращает внимание на назначение договора (целевое использование полученных от продажи имущества денежных средств). В составленном нотариусом проекте договора указывается, что комиссионер действует как продавец; цель договора - обеспечение уплаты кредиторской задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам; средства, полученные от реализации имущества, направляются на погашение этой задолженности.

При неудовлетворительных результатах внешнего управления арбитражным судом принимается решение о признании должника банкротом, что влечет открытие конкурсного производства. Для его осуществления на смену внешнему управляющему назначается конкурсный - из числа кандидатов, предложенных собранием кредиторов (ст. 99), который становится единственным представителем должника. К нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе и по распоряжению имуществом (ст. 101). Соответственно, должник теряет право собственности на принадлежащее ему имущество и его права как собственника прекращаются, а органы управления отстраняются от выполнения своих обязанностей. Причем на всякое отчуждение имущества конкурсный управляющий должен получить согласие собрания (комитета) кредиторов. Хотя данное положение, к сожалению, не нашло четкого закрепления в Законе, нотариусу на это следует обратить внимание.

Любые сделки на рассматриваемой стадии заключаются от имени конкурсного управляющего, а не юридического лица, для чего истребуется подлинное решение либо определение арбитражного суда с указанием в нем его фамилии, имени и отчества. Договоры подписываются непосредственно управляющим либо по выданной им доверенности иным лицом. Все имущественные требования предъявляются только к конкурсному управляющему, а не к юридическому лицу, соответственно, никаких исполнительных документов, в том числе надписей нотариусов, в адрес юридического лица быть не может. Деятельность судебных приставов здесь полностью прекращается.

Аналогичные правила действуют и применительно к банкротству индивидуального предпринимателя. До тех пор пока не закончится конкурсное производство, он не вправе совершать какие-либо сделки, продавать либо иным образом отчуждать свое имущество.

При продаже имущества на торгах конкурсный управляющий обязан строго руководствоваться порядком, указанным в Законе (ст. 98). По его представлению форма и время продажи, начальная цена имущества устанавливаются собранием кредиторов.

Из конкурсной массы исключаются предметы, изъятые из гражданского оборота. Помимо этого, в соответствии со ст. 104 Закона подлежат передаче муниципальному образованию жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, "жизненно необходимые для региона". Что понимать под словосочетанием "жизненно необходимые" или "жизненно важные"? Ответа не было в прежнем законодательстве, нет его и в действующем. Какими критериями законодатель руководствуется для определения этой категории имущества - неясно, хотя данная конструкция используется им не впервые. В связи с этим для обеспечения бесспорности и однозначности его толкования нотариусу придется сделать соответствующий запрос в местные органы управления. Лучше сразу в два адреса: органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления. Представляется, что в практической деятельности применение этой нормы будет вызывать затруднения в силу очевидной оценочности категории "жизненно необходимые", содержание которой должно определяться каждый раз, исходя из конкретных условий административно - территориального образования.

И, наконец, в процессе реализации имущества предприятия, признанного банкротом, не могут совершаться никакие сделки с имуществом специального назначения, не подлежащим приватизации, а также с тем, которое создано трудовым коллективом и не вошло в уставный капитал в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий. Для выяснения назначения и происхождения имущества истребуются план приватизации и свидетельство о регистрации, если имущество приобретено в результате безвозмездной передачи. Перечисленные объекты передаются по разделительному балансу в собственность субъектов Федерации или муниципальных образований.

В отношении остального имущества, когда собрание (комитет) кредиторов одобрило порядок и сроки его продажи на первых торгах, но не оговорило действия конкурсного управляющего на случай, если оно не будет реализовано, последний вправе по своему усмотрению выставить указанное имущество на повторные торги либо реализовать его на основании договора купли - продажи, заключенного без проведения торгов.

Существенное значение для участников процесса банкротства имеют сведения об открытии наследства, когда наследником является должник. При таких обстоятельствах арбитражный суд вправе приостановить производство по делу о банкротстве до решения вопроса о судьбе наследства с целью в будущем использовать полученные должником средства для расчета с кредиторами.

Оформление наследства производится в общем порядке через нотариальную контору. Это относится и к имуществу, закрепленному за индивидуальным частным предприятием, не преобразованным до сих пор в иную организационно - правовую форму. В соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" собственником имущества индивидуальных частных предприятий выступают граждане - учредители. В случае смерти учредителя предприятия указанное имущество также надлежит включить в наследственную массу. При наследовании предприятия как имущественного комплекса для выдачи свидетельства о праве на наследство требуется представить нотариусу пакет документов, предусмотренный для продажи предприятия (ст. 561 ГК РФ). При этом можно учесть долги предприятия, находящегося в ситуации фактического банкротства, и тем самым значительно уменьшить размер уплачиваемой наследниками пошлины.

Название документа