Можно ли считать правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности за нарушение порядка регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес, если налоговым органом были допущены нарушения установленного порядка проведения осмотра помещения игрового зала?

Ответ: В силу пп. 6 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

В соответствии с п. 2 ст. 92 НК РФ осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Пунктом 3 ст. 92 НК РФ предусмотрено, что осмотр производится в присутствии понятых и при проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.

В соответствии с п. 7 ст. 366 НК РФ (утратившим силу с 01.01.2007 на основании Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) нарушение налогоплательщиком требований, предусмотренных п. 2 ст. 366 НК РФ, влечет взыскание с него штрафа в трехкратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 129.2 НК РФ нарушение установленного НК РФ порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов влечет взыскание штрафа в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

Согласно п. 2 ст. 129.2 НК РФ те же деяния, совершенные более одного раза, влекут взыскание штрафа в шестикратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 12.09.2006 по делу N А09-16737/05-30, признавая неправомерным привлечение налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 7 ст. 366 НК РФ, арбитражный суд исходил из недоказанности налоговым органом фактического использования (установки) налогоплательщиком объектов обложения налогом на игорный бизнес в связи с нарушением установленного порядка проведения осмотра помещения, в котором находятся игровые автоматы. Суд установил из актов осмотра, что в нарушение ст. 92 НК РФ к участию в осмотре не были привлечены понятые, не был извещен о проведении осмотра налогоплательщик, не были отобраны объяснения у операторов или иных работников по факту использования объектов игорного бизнеса. В нарушение положений п. 2 ст. 92 НК РФ до осуществления осмотра помещений никаких ранее произведенных действий (выездных проверок) налоговым органом не производилось.

Вывод о том, что нарушение налоговым органом установленного порядка проведения осмотра помещения, в котором находятся игровые автоматы, может служить основанием для отказа в привлечении к налоговой ответственности по п. 7 ст. 366 НК РФ, содержится также и в других постановлениях федеральных окружных арбитражных судов, в частности в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 25.12.2006 N Ф04-8485/2006(29507-А75-35), от 21.11.2006 N Ф04-7800/2006(28580-А45-43), ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.08.2006 N А74-4723/05-Ф02-3825/06-С1, ФАС Поволжского округа от 31.01.2007 по делу N А12-11637/06, ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2007 по делу N А05-10481/2006-20, от 25.09.2006 по делу N А56-35249/2005.

Таким образом, неправомерность привлечения к налоговой ответственности в связи с нарушением порядка регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес в случае, если налоговым органом были допущены нарушения установленного порядка проведения осмотра игрового зала, налогоплательщику, очевидно, предстоит доказывать в суде.

А. И.Хасанов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

02.08.2007