Вправе ли представительный орган муниципального образования принять решение о предоставлении льготы по земельному налогу, установив размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков без внесения соответствующих изменений в правовой акт о местном бюджете на текущий финансовый год?

Ответ: На основании п. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Согласно п. 3 ст. 56 НК РФ льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Пунктом 2 ст. 387 НК РФ предусмотрено, что при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 64 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) правовые акты представительных органов местного самоуправления о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции органов местного самоуправления, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год.

Пунктом 3 ст. 64 БК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) установлено, что внесение изменений и дополнений в правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в правовой акт представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год.

Исходя из положений вышеизложенных норм, решение о предоставлении льготы по земельному налогу, принятое представительным органом муниципального образования, не может быть принято без внесения соответствующих изменений в правовой акт о местном бюджете на текущий финансовый год.

Следует учитывать, что Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ внесены многочисленные изменения в положения БК РФ.

Согласно п. 2 ст. 64 БК РФ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования о внесении изменений в муниципальные правовые акты о местных налогах, вступающие в силу в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), должны быть приняты до дня внесения в представительный орган муниципального образования проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Пунктом 3 ст. 64 БК РФ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) установлено, что внесение изменений в муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных налогах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в решение представительного органа муниципального образования о местном бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ вышеуказанные положения действуют с 01.01.2008.

Таким образом, учитывая вышеизложенные нормы, после вступления в силу Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ указанное решение представительного органа муниципального образования, устанавливающее размер не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков, также не может быть принято без внесения соответствующих изменений в правовой акт о местном бюджете на текущий финансовый год.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

02.08.2007