Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка, составлен акт проверки. После рассмотрения заместителем начальника инспекции материалов проверки и представленных организацией возражений, о чем составлен протокол рассмотрения, вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Уведомлением о вызове налогоплательщика организация была приглашена на рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, которые рассматривал уже начальник налогового органа, вынесший решение, о чем также составлен протокол. Является ли основанием для отмены решения вышестоящим налоговым органом либо судом рассмотрение акта проверки и материалов дополнительных мероприятий налогового контроля разными должностными лицами инспекции?

Ответ: То обстоятельство, что руководитель налогового органа, вынесший решение, не рассматривал материалов налоговой проверки, а также представленных на акт возражений организации, которые были рассмотрены заместителем руководителя налогового органа, может послужить основанием для отмены данного решения вышестоящим налоговым органом либо судом.

Обоснование: В ст. 101 Налогового кодекса РФ приведен порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, согласно п. 14 ст. 101 НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

В соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий одного месяца, дополнительных мероприятий налогового контроля.

При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости - и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка (п. 4 ст. 101 НК РФ).

В силу п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Следовательно, результаты дополнительных мероприятий налогового контроля являются неотъемлемой частью материалов налоговой проверки.

В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.

Таким образом, начальник инспекции наряду с рассмотрением материалов дополнительных мероприятий налогового контроля должен был рассмотреть материалы выездной налоговой проверки, представленные организацией на акт проверки возражения и по результатам рассмотрения вынести решение.

ФАС Московского округа в Постановлении от 06.05.2011 N КА-А41/3204-11 по делу N А41-20421/10 согласился с выводами Арбитражного суда Московской области о нарушении налоговым органом требований ст. 101 НК РФ, влекущих признание недействительным оспариваемого решения, в том числе на основании того, что рассмотрение материалов проверки с учетом возражений налогоплательщика проводилось одним должностным лицом налогового органа, а рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля и вынесение решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения - другим лицом.

ФАС Московского округа указал, что исходя из системного толкования положений ст. 101 НК РФ материалы налоговой проверки и возражения налогоплательщика на акт налоговой проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа путем непосредственного исследования всех имеющихся доказательств при условии обеспечения возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки с последующим принятием решения по результатам рассмотрения материалов проверки тем же должностным лицом налогового органа.

Аналогичные выводы были изложены в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.09.2011 по делу N А33-3150/2010.

И. В.Разумова

ООО "ИК Ю-Софт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

29.10.2013