Вправе ли налоговый орган вне рамок проведения налоговой проверки потребовать у налогоплательщика представить какие-либо документы, касающиеся деятельности его контрагентов, а также по конкретным сделкам?

Ответ: Налоговые органы вправе истребовать документы, касающиеся деятельности контрагентов налогоплательщика, в том числе документы, относящиеся к конкретным сделкам, только в рамках проведения налоговой проверки (выездной или камеральной) либо при рассмотрении материалов налоговой проверки (п. 1 ст. 93.1, п. 1 ст. 87 Налогового кодекса РФ).

Вне рамок проведения налоговой проверки или рассмотрения ее материалов налоговые органы вправе истребовать только информацию относительно конкретных сделок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

При этом понятия "информация" и "документ" не являются тождественными. К информации относятся любые сведения независимо от формы их представления, а документ - это материальный объект с зафиксированной на нем информацией, в том числе и в виде текста (п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ст. 1 Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", ст. 1 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле"). Законодатель разграничил эти понятия и в ст. 93.1 НК РФ. Почти во всех пунктах этой статьи речь идет и об информации, и о документах (п. п. 1, 3 - 5 ст. 93.1 НК РФ), а в п. 2, устанавливающем порядок истребования сведений о конкретных сделках вне рамок налоговых проверок, только об информации.

Конечно, можно утверждать, что, представляя налоговому органу информацию вне рамок проверки или рассмотрения ее материалов, налогоплательщик все равно представляет документ (как материальный носитель с зафиксированной на нем информацией). А значит, грань, проведенная между документом и информацией, надуманна. Но в порядке представления документов и информации есть и другие различия.

Так, документы по требованию налоговых органов представляются в виде заверенных копий (абз. 3 п. 5 ст. 93.1, п. 2 ст. 93 НК РФ), а порядок представления сведений относительно конкретной сделки определяется лицом, представляющим эти сведения, самостоятельно. Ведь какие-либо требования к порядку представления таких сведений НК РФ не установлены (п. п. 2, 5 ст. 93.1 НК РФ). Это могут быть и копии документов, касающихся интересующей налоговые органы сделки, и просто справка, содержащая истребуемую информацию.

Разделяют понятия "документ" и "информация" и сами формы требования о представлении документов (информации) и поручения об истребовании документов (информации) (Приложения N N 5, 6 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@).

Поэтому, на наш взгляд, вне рамок проведения налоговой проверки или рассмотрения ее материалов налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщиков, а также у иных лиц какие-либо документы, в том числе относящиеся к конкретным сделкам, - договоры, счета-фактуры, товарные накладные и т. п. Соответственно, если налогоплательщик получил требование о представлении документов, но ни в нем, ни в копии поручения об истребовании документов (информации) нет указаний на проведение налоговой проверки (п. п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ), налогоплательщик вправе его (требование) проигнорировать (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

М. Н.Ахтанина

Издательство "Главная книга"

01.08.2007