Законом субъекта Российской Федерации предусматривалось применение в течение нескольких лет пониженных ставок по налогу на имущество для организаций, осуществляющих определенные виды деятельности. Впоследствии данная льгота была отменена. Вправе ли налогоплательщик продолжать применять льготу, если срок, на который она была предоставлена, не истек на момент ее отмены?

Ответ: В соответствии со ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В соответствии со ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога на имущество организаций законами субъекта Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В соответствии со ст. 14 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам.

В соответствии с п. 3 ст. 12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В соответствии с п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в Определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, Постановлении от 19.06.2003 N 11-П, отмена с 01.01.2005 льготы, предусмотренной абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", не повлияла на право субъектов малого предпринимательства использовать предусмотренные ею гарантии в том случае, если срок, на который она была предоставлена, не истек на момент отмены. КС РФ отметил, что названная норма была направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов, и элементов налогового обязательства по каждому из них.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.09.2003 N 3562/03 содержится вывод о том, что использование налогоплательщиком льготы, предоставленной ему ранее действующим законодательством на трехлетний срок, относится к длящимся налоговым правоотношениям, к которым не может применяться новый налоговый закон, ухудшающий положение налогоплательщика.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 20.12.2006 N Ф09-11231/06-С7 арбитражный суд признал правомерным применение налогоплательщиком льготы, предусмотренной п. 16 Положения о зоне экономического благоприятствования "Кумертау", утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 09.10.1996 N УП-665 (далее - Указ N УП-665), в соответствии с которым предприятия, действующие на территории г. Кумертау на начало эксперимента, и предприятия - резиденты зоны экономического благоприятствования "Кумертау" освобождаются в том числе от уплаты налога на имущество в течение 10 лет (с 01.10.1996 по 01.10.2006).

Суд исходил из того, что на момент признания Указа N УП-665 утратившим силу десятилетний срок, на который была предоставлена льгота, еще не истек. Поскольку ст. 57 Конституции РФ, п. 2 ст. 5 НК РФ предусмотрено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют, преимущество налогоплательщика, применяемое им по сравнению с другими налогоплательщиками, по мнению суда, должно быть сохранено до окончания срока действия предоставленной льготы, то есть до 01.10.2006.

Аналогичный вывод содержится также в Постановлении ФАС Уральского округа от 20.12.2006 N Ф09-11233/06-С7.

Таким образом, в случае отмены нормативного акта, которым была установлена льгота по налогу на имущество организаций, правомерность последующего использования данной льготы в течение срока, на который она была предоставлена, налогоплательщику предстоит доказывать в суде.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

27.07.2007