При проведении камеральной проверки представленной налогоплательщиком декларации по транспортному налогу налоговый орган признал неправомерным применение налогоплательщиком льготы, предусмотренной п. 2 ст. 358 НК РФ. Письмом налоговый орган уведомил налогоплательщика о выявленных нарушениях и предложил в пятидневный срок представить перечень зарегистрированных за налогоплательщиком транспортных средств с указанием вида, марки, модели, категории, идентификационного номера (VIN), даты регистрации транспортного средства, регистрационного номера, мощности двигателя, а также уточненную налоговую декларацию по транспортному налогу. Поскольку на дату завершения камеральной проверки налогоплательщик не представил пояснения (возражения), а также затребованные документы, налоговый орган, руководствуясь пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, рассчитал сумму транспортного налога, подлежащего уплате в бюджет, на основании сведений о мощности двигателей принадлежащих налогоплательщику транспортных средств, содержащихся в декларациях налогоплательщика за предшествующие годы, а также на основании данных о других налогоплательщиках, имеющих аналогичные транспортные средства. Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ: Подпунктом 7 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ предусмотрено право налоговых органов определять суммы налогов, подлежащих уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в следующих случаях:

- отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;

- непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;

- отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

В Определении КС РФ от 05.07.2005 N 301-О отмечено, что наделение налоговых органов правом исчислять налоги расчетным путем направлено на реализацию целей и задач налогового контроля, осуществление которого не должно иметь произвольных оснований. Допустимость применения расчетного пути исчисления налогов непосредственно связана с обязанностью правильной, полной и своевременной их уплаты и обусловливается неправомерными действиями (бездействием) налогоплательщика. Поэтому сам по себе расчетный путь исчисления налогов, при обоснованном его применении, не может рассматриваться как ущемление прав налогоплательщиков.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 ст. 85 и п. 4 ст. 362 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

При этом согласно п. 5 ст. 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Сведения, указанные в п. п. 4 и 5 ст. 362 НК РФ, представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области налогов и сборов.

Пунктом 2 ст. 362 НК РФ предусмотрено, что сумма транспортного налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в пп. 1.1 п. 1 ст. 359 НК РФ), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

По мнению арбитражных судов, налоговые органы не вправе исчислять суммы транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиком-организацией, на основании деклараций налогоплательщика за предшествующие налоговые периоды или на основании данных об организациях, имеющих такие же виды транспортных средств, как и налогоплательщик.

Судьи исходят из того, что налоговые органы имеют возможность достоверно определить сумму налога, подлежащего уплате налогоплательщиком в бюджет, на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, в соответствии с п. 4 ст. 85, п. п. 4 и 5 ст. 362 НК РФ.

Данные выводы содержатся, например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 10.10.2006 N А42-4756/2005, от 09.10.2006 N А42-1345/2005.

Таким образом, в случае если налоговым органом исчислена сумма транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиком, на основании деклараций налогоплательщика за предшествующие налоговые периоды или на основании данных об организациях, имеющих такие же виды транспортных средств, как и налогоплательщик, правомерность исчисления налога на основании сведений, предоставленных органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

27.07.2007