Организация осуществляет пассажирские и грузовые авиаперевозки. Данная деятельность в уставе указана в качестве основной, организация имеет лицензию на право осуществления воздушных перевозок пассажиров и грузов. Вправе ли организация воспользоваться льготой по транспортному налогу, предусмотренной пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ, в том случае, если доля выручки от данного вида деятельности составила менее 20 процентов от общей суммы выручки, полученной организацией?
Ответ: В п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ установлено, что объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
Следовательно, от обложения транспортным налогом освобождаются морские, речные и воздушные суда, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов при условии нахождения их в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
Глава 28 НК РФ не раскрывает понятия "основной вид деятельности организации" для целей исчисления и уплаты транспортного налога.
Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Методические рекомендации).
Из п. 17.2 названных Методических рекомендаций следует, что понятие "основной вид деятельности организации" является оценочным. При решении вопроса о том, относится ли осуществляемый организацией в конкретном налоговом периоде вид деятельности к основному, подлежат оценке:
- положения учредительных документов (учредительный договор, устав и другие документы), определяющие пассажирские перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;
- наличие действующей лицензии на осуществление пассажирских перевозок.
Для признания осуществляемого вида деятельности основным исследуются также следующие обстоятельства:
- факт получения выручки от пассажирских перевозок и ее размер;
- систематическое выполнение пассажирских перевозок в течение навигации;
- наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров.
При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с гл. 40 Гражданского кодекса РФ.
Перевозка грузов регламентируется гл. XIV Кодекса внутреннего водного транспорта РФ и гл. VIII Кодекса торгового мореплавания РФ.
Таким образом, под основным видом деятельности организации по осуществлению пассажирских и грузовых морских, речных и воздушных перевозок понимается преобладающая деятельность организации, связанная с грузовыми и пассажирскими перевозками, определенная учредительными документами (уставом, положением и т. д.), являющаяся целью создания данной организации и подтвержденная конкретными документами.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23.06.2006 N А56-49975/2005 арбитражный суд пришел к выводу об обоснованном применении налогоплательщиком названной льготы, отклонив доводы налогового органа о том, что поскольку выручка налогоплательщика от осуществления грузовых и пассажирских перевозок во II полугодии 2004 г. составила 0,61%, а в I полугодии 2005 г. - 0,41%, то данный вид деятельности (по договорам фрахта) для налогоплательщика не является основным.
Суд исходил из того, что в уставе налогоплательщика указано, что одним из видов деятельности является перевозка пассажиров и грузов, а также имеется лицензия на осуществление перевозок внутренним водным транспортом пассажиров. Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности налогоплательщика является деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта.
В соответствии с п. 17.2 Методических рекомендаций главным подтверждением того, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются: 1) положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и другие документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации; 2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.
Иные условия, приведенные в п. 17.2 Методических рекомендаций, подтверждающие, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, по мнению суда, носят дополнительный характер.
Налоговым законодательством предоставление льготы на основании пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ не ставится в зависимость от соотношения размера выручки от осуществления пассажирских и грузовых перевозок с размером выручки от других видов деятельности.
Аналогичный вывод содержится также в Постановлении ФАС Центрального округа от 21.11.2006 N 08-2091/06-7. Исходя из представленных налогоплательщиком устава, лицензии на право осуществления воздушных перевозок пассажиров и грузов, информационного письма областного комитета государственной статистики, арбитражный суд пришел к выводу о том, что основным видом деятельности налогоплательщика является осуществление авиаперевозок пассажиров. Отклоняя довод налогового органа о том, что пассажирские и грузовые авиаперевозки не являются основным видом деятельности налогоплательщика, так как доля выручки от данной деятельности составляет 10,6% от выручки, полученной в январе 2005 г., суд указал, что налоговым законодательством предоставление льготы на основании пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ не ставится в зависимость от соотношения размера выручки от осуществления пассажирских и грузовых перевозок с размером выручки от других видов деятельности.
Таким образом, если организация имеет лицензию на право осуществления воздушных перевозок пассажиров и грузов и данная деятельность указана в качестве основной в ее учредительных документах, то соотношение размера выручки от осуществления пассажирских и грузовых перевозок с размером выручки от других видов деятельности не влияет на право налогоплательщика применить льготу, предусмотренную пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ.
Ю. М.Лермонтов
Минфин России
27.07.2007