В свидетельствах о праве собственности налогоплательщика на принадлежащие ему водные суда (самоходный земснаряд и плавкран ДТС 4) в разделе "Главные машины" определена общая мощность всех двигателей, расположенных на судне. В то же время в свидетельстве о годности судна к плаванию указана мощность только основного двигателя для привода в действие гребного механизма, а не общая мощность всех двигателей, расположенных на судне. Каким образом исчисляется налогооблагаемая база по транспортному налогу по указанным транспортным средствам?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

При этом гл. 28 НК РФ не уточняет порядок определения налогооблагаемой базы по транспортным средствам, имеющим основной и вспомогательные двигатели.

В соответствии с п. п. 18 и 20 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах. По водным транспортным средствам при определении налоговой базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством.

В соответствии с п. 22 Методических рекомендаций в случае расхождения сведений, предоставленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство. При отсутствии данных о мощности двигателя (валовой вместимости) в технической документации на транспортное средство для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, предоставленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 95 НК РФ.

Письмом Минфина России от 11.02.2005 N 03-06-04-04/09 разъяснено, что ст. 361 НК РФ налоговые ставки установлены применительно к максимальной мощности двигателя транспортного средства, которая указана в регистрационных документах на основе технической документации на соответствующее транспортное средство, независимо от мощности, развиваемой двигателем при различных режимах эксплуатации.

В то же время, по мнению арбитражных судов, при исчислении транспортного налога по указанным транспортным средствам следует исходить из мощности главных (гребных) электродвигателей, указанной в свидетельстве о годности к плаванию, а мощность вспомогательных двигателей не подлежит включению в налоговую базу.

Данные выводы содержатся, например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 14.12.2006 N Ф09-11156/06-С1, Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2005 N А33-26610/04-С3-Ф02-124/05-С1.

В случае расхождения данных о мощности двигателей в свидетельстве о регистрации судна и в свидетельстве о годности судна к плаванию, по мнению судей, следует руководствоваться свидетельством о годности судна к плаванию, поскольку это специальный технический документ на транспортное средство, в котором указывается полная информация о техническом составе и состоянии судна.

Судовым двигателем признается двигатель, имеющий конструкцию, позволяющую устанавливать его на судно. Главный судовой двигатель - это двигатель, служащий для привода в действие гребного винта или гребных колес. Вспомогательный судовой двигатель - это двигатель для привода в действие генераторов электростанций, компрессоров, насосов и т. д. (Словарь морских и речных терминов. М.: Речной транспорт, 1956. С. 188).

Учитывая функциональное назначение главного и вспомогательного двигателей, налоговой базой для указанных водных судов, по мнению судей, является мощность главных двигателей.

Таким образом, исходя из позиции Минфина России, при исчислении транспортного налога следует исходить из максимальной мощности двигателя, которая указана в регистрационных документах на основе технической документации на соответствующее транспортное средство, независимо от мощности, развиваемой двигателем при различных режимах эксплуатации.

Противоположную точку зрения налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в судебном порядке.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

27.07.2007