Вправе ли федеральное государственное унитарное предприятие, подведомственное Минобороны России и входящее в состав Вооруженных Сил РФ, воспользоваться льготой по транспортному налогу, предусмотренной пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ, в отношении имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения?

Ответ: В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, не облагаются транспортным налогом.

Согласно п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. ст. 294 и 296 ГК РФ, определяющими право хозяйственного ведения и оперативного управления.

В соответствии со ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Статьей 114 ГК РФ установлено, что унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Статьей 11 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" определен состав Вооруженных Сил РФ, которые состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды Вооруженных Сил РФ и рода войск Вооруженных Сил РФ, в Тыл Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды Вооруженных Сил РФ и рода войск Вооруженных Сил РФ.

Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона N 61-ФЗ имущество Вооруженных Сил РФ является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с п. п. 1 и 3 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", а также п. 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, центральным органом военного управления, состоящим из главных и центральных управлений, управлений и иных подразделений, входящих в его структуру, является бюджетным учреждением. Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами РФ и осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.

Согласно Письмам Минфина России от 10.04.2006 N 03-06-04-04/12, от 03.03.2006 N 03-06-01-02/09, от 05.08.2004 N 01-02-01/03-1625 подведомственные Минобороны России учреждения и унитарные (казенные) предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти и должны уплачивать транспортный налог в отношении принадлежащих им на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения транспортных средств в порядке, предусмотренном гл. 28 НК РФ.

В арбитражной практике отсутствует единый подход по вопросу о правомерности применения льготы, предусмотренной пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ, федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Минобороны России, в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения.

Например, в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 10.10.2006 N А42-4756/2005, от 22.09.2006 N А42-8271/2005, от 09.10.2006 N А42-1345/2005, Постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 10.11.2006, 02.11.2006 N Ф03-А51/06-2/3904, от 11.05.2006 N Ф03-А51/06-2/381, от 20.04.2006 N Ф03-А73/06-2/315, от 12.04.2006 N Ф03-А73/06-2/159 арбитражный суд пришел к выводу, что транспортные средства, принадлежащее на праве хозяйственного ведения федеральным государственным унитарным предприятиям, подведомственным Минобороны России, подлежат обложению транспортным налогом.

Судьи отклонили ссылку на пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ, указав, что налогоплательщик является самостоятельным юридическим лицом и не относится к федеральным органам исполнительной власти. При этом на основании положений ст. 299 ГК РФ имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за подведомственными учреждениями и предприятиями Минобороны России, не может одновременно принадлежать на праве оперативного управления Минобороны России.

По мнению судей, объектом налогообложения не являются транспортные средства (при условии использования их для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации), принадлежащие на праве оперативного управления Минобороны России как федеральному органу исполнительной власти, включая имущество, находящееся в воинских частях Минобороны России, не являющихся юридическими лицами.

В то же время Постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.03.2007 N А56-60732/2005, от 09.01.2007 N А56-496/2006, от 13.11.2006 N А56-59856/2005, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.05.2006 N А33-21117/05-Ф02-2316/06-С1, Постановления ФАС Московского округа от 21.09.2006 N КА-А40/8976-06, от 20.07.2006, 24.07.2006 N КА-А40/6575-06, от 01.06.2006 N КА-А41/4657-06, Постановление ФАС Поволжского округа от 05.07.2006 N А55-26470/05-44 содержат вывод о том, что федеральные государственные унитарные предприятия, находящиеся в ведомственном подчинении Минобороны России и входящие в состав Вооруженных Сил РФ, вправе воспользоваться льготой, предусмотренной пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ, в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, поскольку согласно Федеральному закону N 61-ФЗ и Федеральному закону от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и воинской службе" под федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, следует понимать в том числе Вооруженные Силы РФ, а Минобороны России, являющееся органом управления Вооруженными Силами РФ, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника закрепленного за ними имущества.

В Постановлении ФАС Московского округа от 02.08.2006, 07.08.2006 N КА-А41/6327-06 арбитражный суд отметил, что нахождение налогоплательщика на налоговом учете в качестве самостоятельного юридического лица не служит основанием для отказа в применении к нему льготы по транспортному налогу, так как данное право не связывается законодателем с отсутствием у налогоплательщика указанной регистрации.

Таким образом, исходя из позиции Минфина России, федеральное государственное унитарное предприятие, входящее в состав Вооруженных Сил РФ и находящееся в ведомственном подчинении Минобороны России, является самостоятельным юридическим лицом и не относится к федеральным органам исполнительной власти, в связи с чем в отношении имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, не вправе применять льготу, предусмотренную пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ.

Противоположную точку зрения налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

27.07.2007