По результатам налоговой проверки налоговый орган обратился в суд с иском о признании договора купли-продажи, заключенного между организациями-контрагентами, недействительным и взыскании в доход государства всего полученного по такому договору. Распространяется ли в данном случае на налоговый орган освобождение от уплаты государственной пошлины, установленное пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ?

Ответ: Подпунктом 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

На основании пп. 10 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.

В соответствии с п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах.

Закрепленный в ст. 31 НК РФ перечень прав налоговых органов не содержит права налоговых органов на обращение в арбитражный суд с исками о признании сделок недействительными.

Частью 1 ст. 44 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что сторонами в арбитражном процессе являются истец и ответчик.

Согласно п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

На основании п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно ч. 1 ст. 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

В соответствии с п. 11 ст. 7 Закона от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) (далее - Закон N 943-1) налоговым органам предоставляется право предъявлять в суде и арбитражном суде, в частности, иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.

Согласно ст. 8 Закона N 943-1 данное право предоставляется только руководителям налоговых органов и их заместителям.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 07.06.2005 N 2748/05 разъяснил, что отсутствие вышеуказанной нормы в части первой НК РФ не лишает налоговые органы прав, предоставленных Законом N 943-1, регламентирующим их деятельность как государственных органов.

Аналогичной позиции ВАС РФ придерживался и в Постановлениях от 07.06.2005 N 924/05, от 11.05.2005 N 16221/04.

По мнению Президиума ВАС РФ, выраженному в п. 1 Информационного письма от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Письмо N 117), по смыслу пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ прокуроры, государственные органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.

При этом в п. 3 Письма N 117 Президиум ВАС РФ отметил, что при применении пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ следует учитывать, что данная льгота предоставляется по делам, по которым соответствующие иски (заявления) были предъявлены указанными органами на основании ст. 53 АПК РФ в целях защиты публичных интересов (например, при обращении в суд органов, осуществляющих контрольные функции, с требованиями, заявленными в связи с совершением правонарушения в целях принудительного выполнения нарушенной публичной обязанности, устранения последствий данного нарушения и привлечения правонарушителя к ответственности).

Президиум ВАС РФ отметил, что положения пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ не распространяются на споры, вытекающие из гражданских правоотношений в связи с участием публично-правовых образований в гражданском обороте, когда органы обращаются в суд в соответствии со своей компетенцией в защиту нарушенных имущественных прав от имени указанных образований на основании ст. 44 АПК РФ.

Исходя из анализа вышеизложенных положений, налоговый орган при обращении в суд с иском о признании сделки недействительной и взыскании всего полученного по такой сделке в доход государства на основании п. 11 ст. 7 Закона N 943-1 действует в целях защиты публичных интересов. Следовательно, в таком случае на налоговый орган распространяется льгота, предусмотренная пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.

Таким образом, в указанной ситуации налоговый орган освобождается от уплаты государственной пошлины.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

23.07.2007