При заполнении платежного поручения по уплате налога на добавленную стоимость была допущена ошибка, а именно в поле "Статус" платежного поручения ошибочно указан код 02, а не 01. В результате проведенной сверки с налоговым органом была выявлена недоимка по налогу, а также переплата по нему. Налоговый орган отказался зачесть сумму излишне уплаченного организацией налога в счет данной недоимки. Правомерно ли такое решение налогового органа?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Согласно п. 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно.
В данном случае решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Кроме того, п. 5 ст. 78 НК РФ установлено, что вышеуказанные положения не препятствуют налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).
В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
На основании п. 14 ст. 78 НК РФ правила, установленные ст. 78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Налоговые органы указывают, что налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрено разграничение обязательств по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов юридическим лицом, являющимся одновременно налогоплательщиком и налоговым агентом, на которого возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов. По мнению налоговых органов, в случае неправильного заполнения налогоплательщиком поля 101 "Статус лица, оформившего документ", а именно налогоплательщик, не являясь налоговым агентом, заполнил поле 101 расчетного документа значением 02 (налоговый агент), указанный платеж относится к разряду невыясненных платежей и не может быть разнесен в карточку "Расчеты с бюджетом" со статусом 01. В данном случае налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с письменным заявлением на возврат сумм ошибочно перечисленного налога в соответствии с положениями ст. 78 НК РФ (см., например, Письмо ФНС России от 14.07.2005 N 10-3-03/3184@).
Следовательно, по мнению налоговых органов, в указанной ситуации возможен только возврат излишне уплаченного налога, а не его зачет в счет имеющейся недоимки.
Минфин России в Письме от 03.11.2006 N 03-02-07/1-307 указывает, что НК РФ прямо не предоставлены налоговому органу полномочия по принятию решения о проведении зачета сумм излишне перечисленного налога организацией - налоговым агентом в счет недоимки, образовавшейся у этой организации-налогоплательщика, а также не предоставлены полномочия по пересчету соответствующих пеней. Тем не менее, по мнению Минфина России, налоговый орган принимает решение о зачете сумм, излишне уплаченных организацией в качестве налогового агента, в счет недоимки у этой же организации как налогоплательщика.
Исходя из положений вышеизложенных норм, суммы, излишне уплаченные организацией в качестве налогового агента, в счет имеющейся недоимки у этой же организации как налогоплательщика могут подлежать зачету в соответствии с правилами ст. 78 НК РФ.
Правомерность подобных выводов подтверждает и судебная практика (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.09.2006 N А26-2235/2006-29).
Таким образом, решение налогового органа в данном случае неправомерно.
Ю. М.Лермонтов
Минфин России
13.07.2007