Учредитель организации-налогоплательщика направил по почте в налоговый орган запрос, связанный с порядком исчисления налога организацией (общество с ограниченной ответственностью), в которой ему принадлежит 100% уставного капитала. Налоговый орган отказался предоставить ответ на запрос, указав, что запрос направлен неуполномоченным лицом и, соответственно, оформлен ненадлежащим образом. Правомерен ли отказ налогового органа?
Ответ: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
В соответствии с п. 1 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.
На основании п. 1 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Согласно п. 1 ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Пленум ВАС РФ в п. 8 Постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в силу п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации,
В соответствии с положениями, закрепленными в п. п. 1 и 2 ст. 53 ГК РФ, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. При этом в предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
В силу положений ст. 7 Закона N 14-ФЗ такое общество может быть учреждено одним лицом - гражданином, который становится его единственным участником.
Статьей 8 Закона N 14-ФЗ закреплен перечень прав, которыми наделяются участники общества с ограниченной ответственностью. Право участника на представительство в налоговых правоотношениях в ст. 8 Закона N 14-ФЗ не предусмотрено.
В силу п. 2 ст. 8 Закона N 14-ФЗ помимо прав, предусмотренных Законом N 14-ФЗ, устав общества может предусматривать иные права (дополнительные права) участника (участников) общества. Указанные права могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или предоставлены участнику (участникам) общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.
В соответствии с п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
Согласно п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
Минфин России в Письме от 14.01.2005 N 03-02-07/2-4 указал, что налоговые органы, осуществляя в силу НК РФ, иных федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов свои полномочия в установленной сфере деятельности, предоставляют в пределах своей компетенции налогоплательщикам информацию, необходимую для целей законодательства о налогах и сборах.
А в Письме от 21.09.2004 N 03-02-07/39 Минфин России определил, что исходя из положений пп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ в конкретных хозяйственных ситуациях по вопросам о порядке исчисления и уплаты налогов налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган по месту своего учета.
Исходя из положений вышеизложенных норм направление запроса по вопросам законодательства о налогах и сборах в налоговый орган и получение ответа от него являются реализацией права на получение информации и разъяснений, а значит, и формой участия в отношениях, регулируемых налоговым законодательством. Надлежаще оформленным является запрос организации, подписанный лицом, в силу закона или учредительного документа уполномоченным на представительство организации. Следовательно, в случае если уставом общества с ограниченной ответственность не предусмотрено, что его учредитель является лицом, приобретающим права и принимающим обязанности от имени общества, учредитель для представления интересов общества должен обладать доверенностью, выданной за подписью руководителя организации или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати этой организации. Отсутствие надлежащих документов является основанием для отказа в рассмотрении обращения налоговым органом.
Таким образом, отказ налогового органа в указанной ситуации правомерен, если к направленному запросу не были приложены документы, удостоверяющие полномочия учредителя как представителя организации.
Ю. М.Лермонтов
Минфин России
13.07.2007