Учредитель ООО направил в налоговый орган документы для государственной регистрации созданного общества

ООО не является объектом почтовой связи.

В заявлении о государственной регистрации ООО указано местонахождение юридического лица, совпадающее с указанным в уставе ООО.

Регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации ООО.

Основанием для отказа указано представление недостоверных сведений об адресе (местонахождении) общества, поскольку в сведениях о местонахождении ООО отсутствует почтовый индекс.

Правомерно ли решение налогового органа?

Ответ: У налогового органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации, поскольку отсутствие среди сведений об адресе юридического лица информации о почтовом индексе не свидетельствует о недостоверности сведений, представленных учредителем в заявлении о государственной регистрации.

Обоснование: Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ) почтовый индекс - условное цифровое обозначение почтового адреса, присваиваемое объекту почтовой связи.

В силу ст. 2 Закона N 176-ФЗ объекты почтовой связи - это обособленные подразделения организаций почтовой связи (почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, узлы почтовой связи), а также их структурные подразделения (почтовые обменные пункты, отделения почтовой связи, пункты почтовой связи и другие подразделения).

Таким образом, Закон N 176-ФЗ указывает на необходимость присвоения почтового индекса только объектам почтовой связи, к которым относит ограниченный круг организаций.

В рассматриваемом случае ООО не относится к организациям, являющимся объектами почтовой связи.

На основании пп. "р" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) отказ в государственной регистрации допускается при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ.

Согласно п. п. 1.1 и 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее - Приказ).

Согласно Приложению N 1 к Приказу форма заявления о государственной регистрации юридического лица при создании в разделе "Адрес (место нахождения)" содержит п. 2.1 для указания почтового индекса.

Согласно п. 2.3 Приложения N 20 к Приказу в п. 2.1 формы заявления о государственной регистрации юридического лица при создании этот показатель заполняется обязательно.

Таким образом, ФНС России придерживается позиции об обязательном заполнении почтового индекса при указании места нахождения юридического лица в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" (далее - Постановление N 61) при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган, на основании пп. "р" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ, вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

Однако среди обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности сведений об адресе, отсутствие указания на почтовый индекс в Постановлении N 61 не предусмотрено.

Обратимся к примерам из судебной практики.

ФАС Поволжского округа, рассмотрев дело с обстоятельствами, аналогичными тем, что сложились в данной ситуации, в Постановлении от 19.08.2013 N А12-30312/2012 пришел к выводу о том, что отсутствие почтового индекса не свидетельствует о недостоверности представленных сведений о местонахождении юридического лица. Неуказание индекса может свидетельствовать о неполноте информации, но не о ее недостоверности. Присвоение индекса не зависит от воли заявителя, и он может быть определен на основании общедоступных информационных ресурсов.

Таким образом, отсутствие информации о почтовом индексе в сведениях о месте нахождения юридического лица не свидетельствует о недостоверности представленных учредителем в заявлении о государственной регистрации сведений.

Следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации.

А. А.Шелякова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

28.10.2013