Организация применяет УСН с объектом налогообложения "доходы". В январе 2007 г. организация выставила счет-фактуру с выделенной суммой НДС, однако не представила в установленный срок декларацию по НДС. После проведенной выездной проверки в августе 2007 г. организация привлечена к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ, а не по п. 1 ст. 126 НК РФ. Правомерна ли позиция налогового органа?

Ответ: Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (п. 2 ст. 80 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога.

В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ.

Налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Исходя из вышеизложенного организация, уплачивающая единый налог, не является плательщиком НДС и, соответственно, не обязана представлять декларацию по НДС, но в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделенной суммой налога организация обязана представить титульный лист и разд. 1 декларации по НДС (п. 5 ст. 173, п. 5 ст. 174 НК РФ, разд. 1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения").

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК РФ).

При этом непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Таким образом, так как субъект (общество), привлекаемый к налоговой ответственности, не является плательщиком НДС, то и привлечение к налоговой ответственности по ст. 119 и по ст. 126 НК РФ следует признать неправомерным.

Указанную позицию поддерживает и арбитражная практика в Постановлениях ФАС Уральского округа от 14.03.2007 N Ф09-909/07-С2 по делу N А60-10790/06, Западно-Сибирского округа от 20.03.2007 N Ф04-1673/2007(32742-А27-27) по делу N А27-16073/2006-5, Северо-Западного округа от 18.12.2006 по делу N А26-2012/2006-211.

Г. А.Ковальчук

Аудиторско-консалтинговая группа

"АИС"

11.07.2007