Организация (ООО) занимается игорным бизнесом. В мае в помещении, где установлены игровые автоматы, проведен ремонт, соответственно, в указанном месяце организация не вела предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса и не получила какой-либо доход. Игровые автоматы не сняты с учета в налоговом органе. Необходимо ли представлять декларацию по налогу на игорный бизнес? В случае если организация не представила декларацию, возможно ли привлечение указанной организации к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ? Возможно ли привлечь организацию по ст. 122 НК РФ, если организация не уплатит налог на игорный бизнес за май 2007 г.?

Ответ: Плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 Налогового кодекса РФ).

Налоговая база по предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса определяется отдельно по каждому из объектов налогообложения, указанных в ст. 366 НК РФ, как общее количество соответствующих объектов налогообложения (ст. 367 НК РФ).

Согласно ст. 366 НК РФ одним из объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес признается игровой автомат.

При этом сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения в ст. 369 НК РФ (п. 1 ст. 370 НК РФ).

В соответствии со ст. 368 НК РФ налоговый период для организаций, уплачивающих налог на игорный бизнес, установлен как месяц.

Исходя из вышеизложенного, организация обязана исчислить налог на основании ст. 370 НК РФ вне зависимости от полученных результатов. Кроме того, организация обязана представить налоговую декларацию за май в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации утверждена Приказом Минфина России от 01.11.2004 N 97н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на игорный бизнес и Порядка ее заполнения". Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период (п. 2 ст. 370 НК РФ).

Соответственно, в случае непредставления в налоговый орган налоговой декларации организацию возможно привлечь к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ. Данную позицию поддерживает и арбитражная практика в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 04.12.2006, 29.11.2006 N Ф03-А73/06-2/3573 по делу N А73-1180/2006-16.

Однако существует и другая точка зрения. Так, согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб. При этом налогоплательщиками признаются только те лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Соответственно, так как организация во время ремонта в течение мая (налогового периода) не осуществляла предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, то и признание ее налогоплательщиком, который обязан сдавать декларацию за период, когда не осуществляется предпринимательская деятельность, неправомерно.

По третьему вопросу необходимо отметить следующее. Исходя из системного толкования ст. 365 НК РФ факт уплаты налога на игорный бизнес ставится в зависимость не от зарегистрированных игровых автоматов, а от осуществления предпринимательской деятельности. Данную позицию поддерживают и специалисты Минфина России в Письмах от 20.10.2005 N 03-06-05-07/35, от 12.12.2005 N 03-06-05-07/39. При этом к документам, подтверждающим временное приостановление предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса, могут относиться, в частности, документы гражданско-правового характера по выполнению ремонтных работ в помещении, приказ (распоряжение) руководителя организации о проведении ремонта в помещении и другие документы.

Исходя из вышеизложенного привлечение организации по ст. 122 НК РФ нельзя признать правомерным, так как момент прекращения обязанности по уплате налога на игорный бизнес также связан с отсутствием деятельности в сфере игорного бизнеса.

Представленные выводы подтверждаются и арбитражной практикой в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2007 по делу N А42-9653/2005.

Таким образом, как видим из вышеизложенного, вопросы являются спорными. Предлагаем налогоплательщику самостоятельно принять решение с учетом вышеизложенной информации. Также напоминаем о возможности обжалования решений налоговых органов в суде (ст. ст. 137, 138 НК РФ).

Г. А.Ковальчук

Аудиторско-консалтинговая группа

"АИС"

11.07.2007