Организация заключила с двумя физическими лицами гражданско-правовые договоры сроком на один год. Согласно договорам физические лица периодически выполняют работу по заданию организации и получают за это вознаграждение. При этом физические лица в штат организации не зачисляются и на них не оформляются трудовые книжки. На основании этого организация не исчисляла и не уплачивала страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве. Однако при проверке отделением Фонда социального страхования РФ организации были доначислены указанные взносы на том основании, что с физическими лицами были заключены фактически трудовые договора. Может ли ФСС РФ переквалифицировать заключенные гражданско-правовые договоры на трудовые?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Согласно ст. 3 Федерального закона N 125-ФЗ застрахованное лицо - физическое лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с положениями п. 1 ст. 5 данного Федерального закона.

Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона N 125-ФЗ установлено, что обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем. При этом физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Кроме того, в соответствии с п. 4 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184, и п. 22 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765, страховые взносы не начисляются на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов.

Таким образом, на вознаграждения, выплачиваемые по гражданско-правовым договорам, не начисляются взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В рассматриваемом случае ФСС РФ организации были доначислены названные страховые взносы на том основании, что с физическими лицами были фактически заключены не гражданско-правовые договоры, а трудовые. То есть ФСС РФ переквалифицировал договор с гражданско-правового на трудовой.

В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. Под трудовым договором понимается соглашение между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ст. 56 ТК РФ).

Согласно пп. 2 и 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения; взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством РФ, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством РФ.

Иными словами, Фонд социального страхования РФ обладает контрольными полномочиями и имеет право проверять содержание заключенных страхователем гражданско-правовых договоров на наличие элементов трудового контракта.

Однако и здесь надо учитывать следующее.

В соответствии со ст. 431 Гражданского кодекса РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Таким образом, считаем, что переквалификация договора возможна лишь судом, а не ФСС РФ.

При этом ФСС РФ не лишен права на бесспорное взыскание с организации недоимки и пеней по страховым взносам, если считает, что организация не включила в базу для их расчета соответствующие выплаты (п. 6 ст. 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ).

Организация-страховщик в свою очередь имеет право обратиться в суд для защиты своих прав (пп. 6 п. 1 ст. 12 Федерального закона N 165-ФЗ).

Дополнительно считаем необходимым отметить, что в соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

С. В.Славкина

Аудиторско-консалтинговая группа

"АИС"

06.07.2007