Некоммерческие партнерства: уплата членских взносов

(Залесский В. В.)

("Право и экономика", N 1, 2000)

Текст документа

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ПАРТНЕРСТВА

УПЛАТА ЧЛЕНСКИХ ВЗНОСОВ

В. В. ЗАЛЕССКИЙ

Залесский Виктор Васильевич

Доктор юридических наук, профессор. Специалист по гражданскому праву России, Болгарии, Польши (юридические лица и право собственности, правовое регулирование перевозок).

Родился 6 ноября 1925 г. в Москве. В 1949 г. окончил МЮИ. В 1952 - 1972 гг. - доцент кафедры гражданского права ВЮЗИ; в 1972 - 1975 гг. - с. н.с. ВНИИСЗ, с 1975 г. по настоящее время - заведующий отделом гражданского законодательства иностранных государств Института законодательства и сравнительного правоведения.

Соавтор ряда учебников по гражданскому праву: 1955; 1959; 1965; 1996. Автор книги "Основы законодательства капиталистических стран о банковской системе", 1992. Научный редактор книги "Германское гражданское уложение", 1996. Автор переводов на русский язык: с польского - В. Варкалло "Об ответственности по гражданскому праву", 1978; с немецкого - "Гражданский процесс в ГДР" (в кн. "Гражданский процесс в социалистических странах - членах СЭВ", 1978).

Какая правовая схема допустима действующим законодательством для разрешения вопросов, связанных с внесением в качестве единовременных членских взносов в некоммерческое партнерство членами этого партнерства (ГУП, НП, ассоциации) ценных бумаг, включая принадлежащие им акции.

Имущественной базой деятельности некоммерческого партнерства является имущество, образованное за счет взносов членов партнерства (ч. 2 п. 1 ст. 8 Закона). Закон не конкретизирует, какое именно имущество передается его членами некоммерческому партнерству. Но в связи с тем что партнерство основано на членстве, в составе имущества выделяются членские взносы, которые не возвращаются участнику при его выходе или исключении из состава партнерства. Имущественный взнос (в том числе членский) может быть сделан в виде предоставления любого имущества в смысле ст. 128 ГК РФ: деньги, ценные бумаги, вещи, имущественные права, работы и услуги и т. д. Если учреждение, вступающее в некоммерческое партнерство, может передать в качестве взноса имущество из состава находящегося у него на праве оперативного управления, то для этого потребуется разрешение собственника. Но имущество, приобретенное за счет доходов, полученных от разрешенной учредительными документами предпринимательской деятельности, может быть внесено без согласования с собственником, так как оно находится в самостоятельном распоряжении учреждения (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

Определения того, в какой форме уплачиваются членские взносы в некоммерческом партнерстве, Закон не содержит. В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона в уставе партнерства должны быть указаны источники формирования имущества некоммерческой организации, т. е. в том числе и формы членских взносов. Практика свидетельствует, что чаще всего членские взносы уплачиваются деньгами, но допустимы и иные формы уплаты. Следовательно, членские взносы могут уплачиваться и ценными бумагами, в том числе акциями. Поскольку уплата членских взносов не является предпринимательской деятельностью, постольку эти взносы не облагаются налогом.

Определение в уставе некоммерческого партнерства, чем и в каком порядке уплачиваются членские взносы, существенно для выявления режима имущества, перешедшего к партнерству в качестве членских взносов, - имущество, переданное партнерству в собственность при его учреждении или в дальнейшем как дополнительный вклад в имущественную базу партнерства. При выходе участника из партнерства оно (если иное не предусмотрено уставом) подлежит возврату вышедшему члену. Из имущества, состоящего из членских взносов участников, возврат выплат не происходит. Тем самым Закон подчеркивает особый правовой режим членских взносов (п. 3 ст. 8 Закона).

Как с правовой точки зрения обеспечить участие федерального органа исполнительной власти в некоммерческом партнерстве?

Участие федерального органа исполнительной власти (ФОИВ) в некоммерческом партнерстве или ассоциации возможно на основании соответствующих норм ГК РФ и Федерального закона от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" (далее - Закон). В соответствии с п. 3 ст. 50 ГК РФ ФОИВ является юридическим лицом, некоммерческой организацией, существующей в форме учреждения, которое финансируется собственником. Согласно п. 1 ст. 9 Закона ФОИВ как учреждение создается для осуществления государственных управленческих функций, которые находятся вне пределов гражданско - правового регулирования. Имущество, необходимое учреждению для реализации его функций, предоставляется ему собственником и закрепляется за ним на праве оперативного управления (ст. 120 и 296 ГК РФ, а также п. 1 ст. 31 Закона). Если учредительные документы предоставляют учреждению право осуществлять приносящую доходы деятельность (предпринимательскую по определению ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ), то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

Федеральный орган исполнительной власти в качестве юридического лица вправе в рамках специальной правоспособности участвовать в гражданских правоотношениях, в том числе выступать учредителем других юридических лиц, быть участником как коммерческих (в порядке, установленном законом), так и некоммерческих организаций. Согласно п. 1 ст. 15 Закона учредителями некоммерческой организации могут быть граждане и (или) юридические лица. Это же положение приведено в п. 1 ст. 8 Закона применительно к некоммерческим партнерствам и в ст. 11 для ассоциаций и союзов юридических лиц.

Следовательно, для участия ФОИВ в некоммерческом партнерстве не требуется специального разрешения Правительства РФ либо Министерства государственного имущества РФ. Такое разрешение требовалось бы только тогда, если бы ФОИВ уплачивал взносы в некоммерческое партнерство из имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.

Название документа