Уполномоченный по охране труда первичной профсоюзной организации, созданной работниками организации, требует от работодателя согласовывать с ним инструкции по охране труда для работников, мотивируя свои требования ссылкой на ч. 6 ст. 370 ТК РФ. Правомерны ли требования уполномоченного по охране труда?
Ответ: Требования уполномоченного по охране труда о согласовании с ним инструкций по охране труда для работников неправомерны, поскольку указанные инструкции не относятся к подзаконным нормативным правовым актам, устанавливающим государственные нормативные требования охраны труда.
Исходя из ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
Обоснование: Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право, в частности, принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 370 ТК РФ).
В настоящее время указанный порядок согласования Правительством РФ не установлен.
Согласно ч. 3 ст. 211 ТК РФ порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии с названной нормой ТК РФ Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 утверждено Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (далее - Положение), закрепившее в том числе процедуру участия профессиональных союзов в разработке подзаконных актов.
К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда (далее - акты, содержащие требования охраны труда), в силу п. 2 Положения относятся:
- стандарты безопасности труда;
- правила и типовые инструкции по охране труда;
- государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).
Исходя из ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
Учитывая изложенное, инструкции по охране труда для работников относятся не к подзаконным нормативным актам, а к локальным нормативным актам (ст. 8 ТК РФ), что также подтверждается судебной практикой (см. Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 10.06.2013 по делу N 33-1577\2013).
Согласно ст. 8 ТК РФ принятие локальных нормативных актов относится к исключительной компетенции работодателя (Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 18.04.2013 по делу N 33-3580).
Учет мнения и согласование инструкций с уполномоченным по охране труда профессионального союза трудовым законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
А. Б.Иванов
Общероссийское отраслевое
объединение работодателей
"Союз работодателей атомной
промышленности, энергетики и науки России"
28.10.2013