Организация (заказчик) заключила с другой организацией (подрядчиком) договор строительного подряда, согласно которому заказчик обязуется компенсировать подрядчику расходы, понесенные на организацию рабочих мест на строительной площадке для менеджеров подрядчика (приобретение столов, стульев, оргтехники и др.)

В силу п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ. Аналогичный порядок формирования первоначальной стоимости основного средства закреплен в Положении по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденном Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01).

Исходя из указанных норм в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств также включаются общехозяйственные и иные аналогичные расходы, если они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

Приобретаемая офисная мебель и техника могут использоваться отдельно друг от друга, следовательно, являются самостоятельными инвентарными объектами. Стоимость единицы приобретаемого имущества менее 40 000 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом для целей налогового учета признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

В налоговом учете стоимость предметов офисной мебели и техники, не являющихся амортизируемым имуществом, включается в материальные расходы на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Аналогичная норма закреплена в абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01, активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. Расходы организации, связанные с приобретением материально-производственных запасов, включаются в расходы по обычным видам деятельности в составе материальных затрат. Данные расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место.

Относятся ли расходы на приобретение столов, стульев, оргтехники и др. на формирование первоначальной стоимости объекта строительства?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 октября 2013 г. N 03-03-06/1/45567

В связи с письмом по вопросам учета затрат заказчика на приобретение, сооружение и изготовление основных средств сообщаем. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются, в частности, суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам, а также затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

В случае если по окончании строительства объекта основных средств имущество, используемое при таком строительстве, продолжает использоваться организацией и соответствует критериям признания в бухгалтерском учете в качестве основного средства, в первоначальную стоимость построенного объекта включается величина амортизации, начисленная за период такого строительства.

Одновременно сообщаем, что согласно Положению о Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики, утвержденному Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 169, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

28.10.2013