О тарифах на железнодорожные перевозки
(Корнеев В. Г.) ("Законодательство и экономика", N 12, 1999) Текст документаО ТАРИФАХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
В. Г. КОРНЕЕВ
В. Г. Корнеев, зам. руководителя Ростовского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Ростовское территориальное управление (РТУ) Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ) рассмотрело два дела по признакам нарушения пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в редакции Законов РФ от 24 июня 1992 г. N 3119-1, от 15 июля 1992 г. N 3310-1; Федеральных законов от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ, от 6 мая 1998 г. N 70-ФЗ (далее - Закон о конкуренции) в отношении государственного унитарного предприятия "Северо-Кавказская железная дорога" (далее - СКЖД). Было принято решение о выдаче СКЖД предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Первое дело было рассмотрено по заявлению четырех хозяйствующих субъектов. После этого в РТУ обратились еще более тридцати хозяйствующих субъектов. Предписанием по второму делу РТУ обязало СКЖД прекратить нарушение антимонопольного законодательства в отношении неопределенного круга лиц. Суть конфликта заключалась в том, что СКЖД не соблюдала порядок ценообразования, установленный нормативным актом - Прейскурантом N 10-01 "Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки", утвержденным Государственным комитетом СССР по ценам Приказом N 328 от 31 марта 1989 г. и вступившим в силу 1 января 1990 г. (далее - Прейскурант N 10-01) в отношении перевозок грузов в международном сообщении по территории России и взимания провозной платы по ставкам Тарифной политики российских железных дорог на 1998 фрахтовый год (далее - ТП РЖД) <*>. Провозная плата в соответствии с ТП РЖД превышала стоимость аналогичных перевозок, рассчитываемых по Прейскуранту N 10-01 в 3 - 5 раз (в зависимости от вида груза и расстояния). -------------------------------- <*> Нормативный акт без номера и даты, официально не опубликованный.
СКЖД не согласилась с решениями и предписаниями РТУ и обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с исковыми заявлениями о признании их недействительными. Свои требования СКЖД обосновывала следующими обстоятельствами. СКЖД не принимала самостоятельного решения о прекращении применения Прейскуранта N 10-01 к указанным видам перевозок, а действовала в соответствии с телеграммой Министерства путей сообщений России (далее - МПС) от 5 сентября 1998 г. N 722 (далее - телеграмма N 722), установившей, что с 7 сентября 1998 г. расчеты за перевозки импортных и экспортных грузов производятся по ставкам ТП РЖД, установленным в свободно конвертируемой валюте, а таксировка провозной платы производится в валюте тарифа с переводом в рубли по курсу на день приема экспортного груза к перевозке или выдаче импортного груза. Поэтому, полагала СКЖД, РТУ не имело права выдавать ей предписания о нарушении антимонопольного законодательства. Арбитражный суд по ходатайству СКЖД привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца МПС России. МПС, поддержав исковые требования истца, заявило о правомерности указанной телеграммы со ссылкой на ст. 36 Федерального закона "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ (далее - ТУЖД). В соответствии с этой статьей порядок расчета за перевозку груза между железной дорогой и грузоотправителем устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, т. е. МПС. Кроме того, МПС полагало, что телеграммой N 722 оно не устанавливало новых тарифов на перевозку, а разъясняла порядок применения международного договора - Тарифной политики железных дорог государств - участников СНГ по перевозке грузов в международном сообщении с оплатой в свободно конвертируемой валюте на 1998 фрахтовый год (далее - ТП СНГ). МПС считало, что данный международный договор, предоставляющий право МПС устанавливать тарифы на международные перевозки, в соответствии со ст. 15 Конституции России и ст. 7 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК) имеет приоритет перед законодательством России, а право заключать международные договоры предоставлено МПС Положением о Министерстве путей сообщения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 848 (далее - Положение о МПС). Арбитражный суд Ростовской области, рассмотрев дела по указанным исковым заявлениям, вынес решения о признании недействительными решений и предписаний РТУ. Свои выводы суд первой инстанции обосновал тем, что оспариваемые решения и предписания РТУ имели цель пресечь действия МПС, а истец не принимал самостоятельного решения по изменению тарифов. Кроме того, он был не вправе решать вопрос о распространении ТП РЖД на отношения, возникшие из заключенных договоров перевозки с предприятиями, действовал по указанию МПС. В соответствии с п. 7 Положения о МПС Министерство имеет право издавать приказы, указания, инструкции, другие нормативные акты, обязательные для исполнения всеми железными дорогами, иными предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта. РТУ, не согласившись с решениями суда первой инстанции, обжаловало одно из них в апелляционную инстанцию, а второе - в кассационную. Обе инстанции решения суда первой инстанции отменили и в исках СКЖД отказали. При этом в своих постановлениях они указали, что телеграмма N 722 является нормативным актом, принятым с нарушением установленного для нормативных актов порядка и формы, противоречит Прейскуранту N 10-01. Кроме того, апелляционная инстанция посчитала необоснованной ссылку в телеграмме на ТП РЖД, поскольку этот акт также принят в нарушение указанного порядка и официально не опубликован. Необоснованной посчитала апелляционная инстанция и ссылку третьего лица на стороне истца - МПС на то, что, по его мнению, ТП СНГ - это международный договор, который имеет приоритет над национальным российским законодательством. В ходе рассмотрения данных дел возник ряд сложных правовых вопросов. Прейскурант N 10-01 - действующий, обязательный как для перевозчиков, так и для грузоотправителей и грузополучателей нормативный акт, устанавливающий порядок ценообразования на перевозки железнодорожным транспортом. В ходе рассмотрения одного из отмеченных дел возник вопрос: является ли действующим нормативным актом Прейскурант N 10-01, предписание о восстановлении применения которого РТУ выдало СКЖД. Прейскурант N 10-01 утвержден Государственным комитетом СССР по ценам Приказом N 328 от 31 марта 1989 г. и введен в действие с 1 января 1990 г. В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" от 24 октября 1990 г. N 263-1 акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если их действие не приостановлено Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР. Действие Прейскуранта N 10-01 соответствующими органами не приостанавливалось. В соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по либерализации цен" от 3 декабря 1991 г. N 297 Постановлением Правительства "О мерах по либерализации цен" от 19 декабря 1991 г. N 55 были утверждены предельные коэффициенты (без налога на добавленную стоимость) к действующим ценам промышленности и тарифам. Пунктом 4 данного Постановления Министерству экономики и финансов было предоставлено право изменять по мере необходимости номенклатуру и уровень цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, услуги транспорта, потребительские товары и услуги, реализуемые по государственным регулируемым ценам и тарифам. Указаниями о переоценке и порядке формирования и применения регулируемых оптовых цен на продукцию производственно-технического назначения, тарифов на услуги транспорта и связи, утвержденными Министерством экономики и финансов РСФСР 23 декабря 1991 г. (N Р-338), было разъяснено, что Прейскурант N 10-01 является действующим. В дальнейшем уполномоченными Правительством органами производилась индексация цен, определенных в Прейскуранте N 10-01. В Постановлении Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 28 февраля 1995 г. N 2/1 указано, что транспортные уставы и кодексы, а также иные правовые акты и акты министерств и ведомств СССР применяются на территории Российской Федерации в части, не противоречащей части первой ГК, хотя в ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ не названы нормативные акты министерств и ведомств СССР как применяемые для регулирования гражданских правоотношений в части, не противоречащей ГК. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Указание Минэкономики и финансов РСФСР от 23.12.1991 N Р-338 "О переоценке и порядке формирования и применения регулируемых оптовых цен на продукцию производственно-технического назначения, тарифов на услуги транспорта и связи" утратило силу в связи с изданием писем Минэкономики РФ от 19.09.1995 N СИ-351/7-708 "О ведомственных нормативных актах по вопросам ценообразования, не применяемых на территории Российской Федерации" и Роскомторга от 03.11.1995 N 1-1474/32-2 "О ведомственных нормативных актах по вопросам ценообразования, не применяемых на территории Российской Федерации". ------------------------------------------------------------------ Применение Прейскуранта N 10-01 не противоречит ГК, поскольку в соответствии со ст. 424 ГК в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Статьей 790 ГК предусмотрено, что плата за перевозку грузов транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, закрепленном транспортными уставами. В соответствии со ст. 7 ТУЖД тарифы на перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательством возложены данные функции. Железные дороги, входящие в единую сеть железных дорог Российской Федерации, в соответствии со ст. 2 ТУЖД относятся к транспорту общего пользования. Согласно ст. 144 ТУЖД изданные до введения в действие Устава нормативные правовые акты, в том числе акты законодательства Союза ССР, по вопросам, которые, согласно ТУЖД, должны регулироваться нормативными правовыми актами Российской Федерации, действуют впредь до принятия соответствующих актов. Новый Прейскурант тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом не принимался, следовательно, Прейскурант N 10-01 является действующим нормативным актом, определяющим порядок ценообразования на перевозки железнодорожным транспортом, и обязателен как для перевозчиков, так и для грузоотправителей и грузополучателей. МПС России не предоставлено никаких полномочий в сфере ценообразования на перевозки железнодорожным транспортом. Истец и МПС обосновывали правомерность принятия телеграммы N 722, отменившей применение Прейскуранта N 10-01 к международным перевозкам по территории России, ссылкой на ст. 36 ТУЖД. В ней установлено, что порядок расчета за перевозку груза между железной дорогой и грузоотправителем закрепляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации. Такие ссылки были необоснованными, поскольку истец и МПС смешивали понятие порядка расчетов за перевозки как порядка, определяющего сроки оплаты, документы, по которым производится оплата и т. п., с понятием порядка расчета провозной платы, т. е. исчисления цены договора перевозки. Порядок расчетов за перевозки (первое понятие) определен в разд. 11 "Правила расчетов по перевозкам" действующих Правил перевозок грузов и Положением о порядке проведения операций по доходным счетам МПС, утвержденным 25 марта 1994 г. Центральным банком РФ (N 82) и МПС РФ (N ЦФ-244). Порядок расчета провозной платы, т. е. исчисления цены договора перевозки, содержится в действующем Прейскуранте N 10-01 (индексируемом уполномоченными органами). Параграфом 1 Прейскуранта определяется порядок расчета плат за перевозки грузов (т. е. порядок ценообразования договоров перевозки), параграфом 15 - плата за перевозку грузов в прямом международном сообщении. Согласно ст. 7 ТУЖД тарифы на перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены данные функции, а порядок исчисления ставок платы за пользование вагонами, контейнерами и сборов утверждается Правительством Российской Федерации <*>. -------------------------------- <*> См.: Правила исчисления ставок платы за пользование вагонами, контейнерами и ставок сборов на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1998 г. N 1029 // СЗ РФ. 1998. N 36. Ст. 452.
Федеральный закон "О федеральном железнодорожном транспорте" от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ (далее - Закон о железнодорожном транспорте) и Федеральный закон "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ (далее - Закон о естественных монополиях) относят предприятия железнодорожного транспорта к субъектам естественных монополий. Статьей 11 Закона о естественных монополиях предусмотрено, что в полномочия органов по регулированию естественных монополий входит установление цен (тарифов) на железнодорожные перевозки. В соответствии с п. 6 Положения о Федеральной службе России по регулированию естественных монополий на транспорте, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1202 (далее - Положение о ФСЕМТ), было установлено, что ФСЕМТ в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие функции: разрабатывает нормативную базу в целях регулирования деятельности субъектов естественных монополий на транспорте и обеспечения равного доступа потребителей к транспортным услугам; осуществляет ценовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий на транспорте посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня, использует иные методы регулирования деятельности этих субъектов, предусмотренные законодательством Российской Федерации; разрабатывает предложения по подготовке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования естественных монополий на транспорте; определяет условия предоставления скидок на цены (тарифы) отдельным категориям потребителей транспортных услуг и устанавливает их предельные размеры. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Постановление Правительства РФ от 19.09.1997 N 1202 "Об утверждении Положения о Федеральной службе России по регулированию естественных монополий на транспорте" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12.07.1999 N 793 "Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства". ------------------------------------------------------------------ Статьей 7 ТУЖД на МПС возложена лишь обязанность сообщать в средствах массовой информации сведения об изменениях тарифов на перевозки грузов, а также на перевозки пассажиров и сборов. Устав железных дорог Союза ССР также не предоставлял права МПС самостоятельно устанавливать тарифы. Основные тарифы утверждались Госпланом СССР и Госкомцен СССР, и лишь ограниченный их круг определялся МПС, но по согласованию с Госкомцен. Постановлением Правительства РСФСР "О мерах по либерализации цен" от 19 декабря 1991 N 55 Министерству экономики и финансов было предоставлено право принимать решения в сфере ценообразования на железнодорожном транспорте. Определяло полномочные органы в рассматриваемой сфере и Постановление Правительства РФ "О порядке регулирования тарифов и ставок сборов на железнодорожном транспорте в 1997 году" от 8 апреля 1997 г. N 410. В соответствии с ним МПС имело право лишь вносить предложения по данным вопросам в уполномоченные органы. С принятием Постановления Правительства РФ N 1202 от 19 сентября 1997 г. все полномочия в этой сфере перешли к ФСЕМТ. Участие МПС в международных договорах по вопросам тарифов на железнодорожном транспорте является незаконным. Имплементация таких договоров путем принятия нормативных актов МПС также незаконна. МПС в обоснование правомерности принятия ТП РЖД и телеграммы N 722, распространившей ее действие на отношения субъектов договоров международной перевозки, не подпадающих под действие ТП СНГ, ссылалось на п. 5 Положения о МПС. Там установлено, что МПС представляет федеральный железнодорожный транспорт на международном уровне, принимает совместно с органами управления железнодорожным транспортом других государств нормативные правовые акты в области перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа и по другим вопросам функционирования железнодорожного транспорта. Этим же пунктом установлено, что МПС при заключении таких соглашений (договоров) представляет российские железные дороги. Суд первой инстанции согласился с такими доводами МПС, неправильно истолковав Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" и разд. 2 ("в области внешнеэкономической деятельности") п. 5 Положения о МПС как нормативные акты, дающие право МПС принимать в соответствии с Тарифной политикой СНГ и РЖД, а также распространять ее телеграммой на отношения субъектов договоров перевозки, которые не подпадают под действие ТП СНГ. В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" решения о подписании международных договоров межведомственного характера вправе принимать федеральный министр или руководитель иного федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые такими договорами. Вопросы установления тарифов не входят в компетенцию МПС, это компетенция МАП <*>, а ранее - компетенция ФСЕМТ. Более того, в соответствии с пп. 13 п. 6 Положения о ФСЕМТ ФСЕМТ участвует в работе международных организаций по вопросам регулирования естественных монополий на транспорте. Таким образом, полномочия МПС в части заключения международных договоров, которые предусмотрены Положением о МПС, касаются только тех вопросов, которые отнесены к его компетенции, не включающей в себя вопросы установления тарифов на железнодорожном транспорте. МПС утратило право представлять Правительство РФ в международных организациях, которое было у него в соответствии с ранее действовавшим и отмененным Положением о МПС, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 января 1993 г. N 19. Исключение из Положения о МПС права представлять Правительство РФ в международных организациях связано с тем, что оно вошло в противоречие с принятыми Законом о естественных монополиях и Законом о международных договорах. -------------------------------- <*> В соответствии с Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. N 1142 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" функции упраздненной ФСЕМТ переданы МАП России.
В соответствии с пп. а п. 1 ст. 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ обязательной ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные Законом. Исходя из данного положения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации Постановлением от 31 октября 1995 г. N 8 (п. 5) предусмотрел, что правила договора иные, чем установлены российским законодательством (в данном случае иные, чем нормы Федерального Закона "О естественных монополиях", ТУЖД, соответствующих указов Президента и постановлений Правительства РФ, определяющие органы, уполномоченные определять и регулировать цены и тарифы), подлежат применению лишь в том случае, если согласие на их обязательность "было принято в форме федерального закона". Указанное соглашение ратифицировано не было. Следовательно, принятие ТП РЖД на основании ТП СНГ - это компетенция органа, осуществляющего в соответствии с российским законодательством регулирование тарифов на железнодорожном транспорте, - ФСЕМТ. Более того, данный международный договор (ТП СНГ на 1998 г.) не предоставляет права его участникам распространять его действие на лиц, производящих оплату провозных платежей в национальной валюте и не заключивших договоры об оплате за перевозки в СКВ в соответствии с нормами ТП СНГ. Необходимо решение Правительства РФ о прекращении участия МПС в тарифных конференциях, в том числе в рамках Тарифного соглашения СНГ 1993 г. Арбитражный суд обязан давать оценку актам государственных органов на предмет их соответствия закону при решении вопроса о возможности их применения при рассмотрении дела, предметом спора по которому не является вопрос о признании недействительным такого акта. Итак, первая инстанция арбитражного суда согласилась со следующим доводом МПС: поскольку ему предоставлено право принимать обязательные для исполнения железными дорогами и их клиентами указания и этот акт не признан недействительным, а СКЖД действовала в соответствии с ним, то РТУ не было уполномочено давать предписания истцу о восстановлении применения Прейскуранта N 10-01 в нарушение указанной телеграммы. В случае признания телеграммы недействительной это дело может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК). С такими доводами не согласились апелляционная и кассационная инстанции. В указанной норме АПК речь идет об актах, имевших преюдициальное значение, т. е. установивших обстоятельства, послужившие основанием для вынесения другого решения. Законность или незаконность телеграммы МПС - не вопрос обстоятельств. Это правовой вопрос, на который должен ответить суд, рассматривающий дело. Первая инстанция применила незаконные и официально не опубликованные нормативные акты - телеграмму МПС N 722 и ТП РЖД, не подлежащие применению как противоречащие закону. Тем самым были нарушены ст. 120 Конституции РФ, п. 2 ст. 11 АПК, п. 2 и 19 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009. Статьей 120 Конституции России предусмотрено, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Согласно п. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции, федеральному конституционному закону, федеральному закону, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. Согласно п. 2 ст. 11 АПК арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с законом. Как видим, арбитражный суд не просто имеет право, но и обязан давать оценку любым актам, как нормативным, так и ненормативным, с точки зрения их соответствия нормативным актам, обладающим высшей по сравнению с ними юридической силой. Это право и обязанность арбитражного суда не поставлены законом в зависимость от того, подведомствен или нет, подсуден или нет конкретному суду спор о признании оцениваемого акта недействительным, и от того, признан или нет этот акт недействительным вступившим в законную силу решением другого суда, которому такой спор подсуден и подведомствен. Однако первая инстанция Арбитражного суда Ростовской области не сделала этого. МПС телеграммой N 722 (п. п. 1 - 4) установило, что за перевозки экспортных и импортных грузов взимаются платежи по ставкам ТП РЖД, таксировка провозной платы производится в валюте тарифа с переводом в рубли. То есть этой телеграммой МПС прекратило применение действующего Прейскуранта N 10-01 в отношении перевозок грузов в международном сообщении по территории России. Таким образом, МПС установило новые правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом, т. е. приняло нормативный акт в форме, запрещенной п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009. В соответствии с ними издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Кроме того, согласно п. 19 тех же Правил федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. Без этого применяться они не могут. Указанная телеграмма, отменившая Прейскурант N 10-01 для перевозок грузов в международном сообщении по территории России, носит межведомственный характер, поскольку устанавливает обязательные правила не только для предприятий железнодорожного транспорта, но и для пользователей их услуг. Следовательно, в соответствии с п. 10 названных Правил она подлежит государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Более того, телеграмма принята Министерством с превышением предоставленной ему законом компетенции. В преамбуле к телеграмме указано, что она принята в целях стабилизации уровня тарифов. Однако это противоречит ст. 7 ТУЖД, ст. 424 ГК, в соответствии с которыми на железнодорожном транспорте применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Согласно Закону о естественных монополиях уполномоченным органом в данном случае является не МГТС, а ФСЕМТ. В своих решениях первая инстанция сослалась на пункт 7 Положения о МПС, в соответствии с которым МПС России предоставляется право издавать, в том числе совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, приказы, указания, инструкции, другие нормативные правовые и иные акты, обязательные для исполнения всеми железными дорогами, другими предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта, а также нормативные правовые акты, обязательные для граждан (физических лиц) и юридических лиц независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Однако той же нормой установлено, что такие акты МПС имеет право принимать лишь в пределах своей компетенции. А по действующему законодательству Российской Федерации МПС, как и другие отраслевые министерства, вообще не наделено полномочиями регулировать (устанавливать, изменять) цены, а также "стабилизировать уровень тарифов". Первая инстанция неправильно истолковала и международный Договор Тарифной политики СНГ как дающий право применять ее к контрагентам железных дорог без их (контрагентов) согласия и при оплате перевозки в российских рублях. Преамбулой ТП СНГ установлено: "Положения и ставки ТП СНГ могут применяться только организациями, заключившими договора на перевозки грузов в международном сообщении с оплатой в свободно конвертируемой валюте с каждой железнодорожной администрацией - участницей Тарифного соглашения или с некоторыми из них при наличии договоров между экспедиторами, организующими соответствующие перевозки, и объявленными железными дорогами - участницами Тарифного соглашения на рынке международных перевозок с указанием юридического адреса и срока действия договора с железнодорожной администрацией". Из этого положения следует: 1) для контрагентов железных дорог установлено право, а не обязанность использовать тарифы, предусмотренные ТП СНГ, т. е. ТП СНГ носит для клиентов факультативный, диапозитивный, а не обязательный, императивный характер; 2) ТП СНГ может распространяться лишь на договоры перевозки с теми клиентами, которые выразили согласие производить оплату за перевозку в свободно конвертируемой валюте, путем заключения соответствующего договора с железными дорогами; 3) ТП СНГ не может применяться к контрагентам, производящим оплату в российских рублях. При отсутствии согласия клиентов на оплату по договорам перевозки в свободно конвертируемой валюте используются Прейскурант N 10-01 и ст. ст. 13 и 15 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), введенное в действие с 1 ноября 1951 г. с изменениями на 1 января 1998 г. Участниками СМГС выступают 22 государства, в том числе Россия как преемник СССР. Указанными статьями СМГС установлено, что провозные платежи исчисляются по внутренним тарифам, если международными договорами не установлено иное. ТП СНГ, в свою очередь, не закрепляет иных правил для исчисления провозных платежей, оплачиваемых в рублях, а устанавливает лишь тарифы, которые применяются при оплате за перевозку грузов в СКВ хозяйствующими субъектами, выразившими согласие на применение ТП СНГ путем заключения соответствующего договора об оплате провозных платежей в СКВ. Таким образом, телеграмма противоречит также и Тарифной политике СНГ. Тарифная политика железных дорог государств - участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении с оплатой в свободно конвертируемой валюте на 1998 год (ТП СНГ) была принята на тарифной конференции в соответствии с Тарифным соглашением государств СНГ по перевозкам внешнеэкономических грузов, оплачиваемых в свободно конвертируемой валюте от 17 февраля 1993 г. Соглашение в качестве своих целей определило обеспечение конкурентоспособности таких перевозок, т. е. снижения тарифов на эти перевозки. До 17 августа 1998 г. тарифы по ТП СНГ в СКВ и принятой в соответствии с ней МПС ТП РЖД были ниже, чем по Прейскуранту N 10-01. Кроме того, ТП СНГ распространялась только на тех клиентов, которые заключили договоры на перевозку грузов с оплатой в СКВ, и не распространялась на перевозки грузов с оплатой в рублях. Телеграммой N 722 МПС перевело ТП СНГ из разряда диспозитивных (необязательных) актов для клиентов железных дорог в разряд обязательных. Кроме того, МПС распространило действие этого документа на отношения, которые им не регулировались, - перевозки грузов, оплачиваемых в рублях. Апелляционная инстанция обоснованно указала, что ТП СНГ пользуется приоритетом лишь в отношении актов соответствующего ведомства (МПС) и в силу общих принципов международного права соглашение между ведомствами разных государств не может непосредственно создавать прав и обязанностей для частных лиц.
------------------------------------------------------------------
Название документа