Холдинги - продукт диктата делового оборота

(Дягилев А.)

("Бизнес-адвокат", NN 23, 24, 1999)

Текст документа

ХОЛДИНГИ - ПРОДУКТ ДИКТАТА ДЕЛОВОГО ОБОРОТА

А. ДЯГИЛЕВ

А. Дягилев, юрист компании "Продимекс".

В Гражданском кодексе РФ отсутствует понятие холдинговой компании. Ее определение можно найти только во Временном положении "О холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества", утвержденном Указом Президента РФ от 16 октября 1992 г. N 1392. Этот документ регламентирует режим холдинговой компании, создаваемой и управляемой государством, но в данной статье будут рассмотрены некоторые аспекты создания и деятельности холдингов, основанных на частной форме собственности.

В соответствии с Временным положением холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно - правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. В данном случае предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, становятся по отношению к холдингу дочерними предприятиями.

Таким образом, холдинговая компания представляет собой не определенную корпоративным законодательством специально созданную структуру. Создание холдинга объективно продиктовано практикой делового оборота. Когда предприятие становится достаточно крупным, осуществляет обширные инвестиционные проекты, возрастает денежный оборот, возникает необходимость создания подразделений компании (определенной иерархии) и дочерних предприятий, встает проблема минимизации налоговых и иных обязательных платежей - при такой закономерной для развития бизнеса ситуации холдинг возникает уже стихийно, как бы сам по себе. В той или иной форме холдинговая организация корпоративной деятельности сейчас характерна почти для всех российских предприятий малого и среднего бизнеса.

Основная задача холдинговой компании - эффективное управление подчиненными предприятиями, входящими в состав холдинга.

Цель такого управления - упорядочить процесс воздействия на подчиненные объекты со стороны субъекта управления - головной компании, и как следствие - увеличить прибыль компании и снизить ее потери.

Создание холдинга способствует кооперации предприятий - смежников и проведению согласованной инвестиционной и сбытовой политики.

Структура холдинга позволяет осуществлять целенаправленное воздействие на подчиненное звено. При этом существуют различные типы закрепления связи управляющей компании и управляемого (подчиненного) объекта. Возможные варианты этой связи реализуются с помощью приобретения как вещных, так и обязательственных прав в отношении управляемого объекта.

Обязательственные права приобретаются путем получения в собственность либо во владение акций (долей участия) подчиненного объекта. Вещные же права приобретаются при получении возможности распоряжаться основными средствами подконтрольного предприятия. Как правило, структура холдинговой компании основана на использовании вышеуказанных прав: вещных, обязательственных, а также на их сочетании.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты организации отношений подчинения в холдинговой компании.

Управление посредством реализации прав,

предоставляемых долями участия

в управляемой компании

Данная схема управления является в настоящий момент наиболее распространенной. В этом случае управление может осуществляться через принятие необходимых решений собранием акционеров (участников) управляемой организации, назначения своих представителей в совет директоров (наблюдательный совет), а также назначение "своего" исполнительного органа на подконтрольном предприятии.

При этом, контроль осуществляется и за "судьбоносными" для управляемого решениями (собрание акционеров), и за принятием решений по основным направлениям текущей деятельности организации (совет директоров), и, что очень важно, за решением каждодневных, оперативных вопросов управления деятельностью объекта.

Однако следует помнить, что эффективное управление в данном случае может осуществляться при условии владения контрольным пакетом акций (долей участия) в управляемом предприятии.

В целом данный вариант управления объектом позволяет в совокупности достаточно жестко и оперативно осуществлять контроль. Однако на практике не всегда в полной мере удается реализовать вышеуказанные полномочия из-за законодательных запретов антимонопольного характера, речь о которых пойдет ниже, а также по субъективным моментам оперативного управления, с которыми сталкивается в своей деятельности любая руководящая структура.

Управление посредством приобретения

функций единоличного исполнительного

органа управляемой компании

Холдинг создается не только с целью "держания" акций предприятий, но и для целей управления этими предприятиями.

Согласно ст. 69 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" по решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Таким образом, законодательство прямо предусматривает возможность приобретения юридическим лицом функций исполнительного органа предприятия. При этом нет необходимости специально оговаривать данный факт в уставе такого предприятия.

Передача функций единоличного исполнительного органа юридическому лицу предоставляет возможность достаточно эффективно управлять подчиненным предприятием при наличии в штате управляющей компании квалифицированных специалистов - управленцев. Непосредственно на управляемом предприятии назначается уполномоченный представитель управляющей компании - исполнительный директор, управляющий и т. п. с правом первой подписи документов.

Управление предприятием,

приобретенным как имущественный комплекс

Предприятие может быть приобретено управляющей компанией как имущественный комплекс согласно нормам параграфа 8 гл. 30 ГК РФ (часть вторая). Такая сделка, в частности, возможна как прямая купля - продажа или как результат продажи имущественного комплекса.

В этом случае управление осуществляется путем непосредственного воздействия на управляемое предприятие, т. к. фактически оно становится частью активов покупателя.

Для подчиненного предприятия любые команды и директивы, издаваемые руководством основного предприятия, становятся обязательными к исполнению, все сотрудники приобретенного предприятия (имущественного комплекса) становятся сотрудниками предприятия - приобретателя.

Соответственно, в данном случае управление приобретенным предприятием осуществляется "как своим", с использованием стандартных методов управления.

Холдинговая компания может включать в себя предприятия, подчиненные управляющей компании в любых сочетаниях вышеуказанных вариантов.

О методах управления

В зависимости от типа подчинения управляющая компания применяет к объектам управления, составляющим холдинг, различные методы управления. Под методом управления понимаются конкретные способы, приемы фактического осуществления стоящих перед органами управления задач.

Методы управления могут быть прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия подразумевают вынесение управляющей компанией управляемой директивы - прямого властного предписания. Этот метод может применяться в случае выполнения управляющей компанией или ее представителем функций единоличного исполнительного органа объекта управления, либо в случае приобретения управляемого предприятия в собственность как имущественного комплекса. Метод прямого администрирования исключает равенство субъекта и объекта управления, что является признаком властеотношений. Соответственно, данные методы применимы во всех случаях наличия субординационного подчинения управляющей компании холдинга и его управляемых структур.

Административным методом управления может быть издание исполнительным органом приказов, распоряжений и иных локальных нормативных и индивидуальных актов управления.

Несколько иным образом используются косвенные методы управления.

Использовать методы косвенного воздействия можно в случае отсутствия прямого административного подчинения объекта управления управляющей организации.

Косвенные методы управления представляют собой "экономические рычаги" воздействия, которые проявляются в предоставлении или непредоставлении инвестиций, кредитов, а также использовании любых других финансовых инструментов, направленных на получение определенного результата.

К методам косвенного воздействия также можно отнести воздействие путем принятия необходимых решений собрания акционеров (участников) по кадровым вопросам (избрание генерального директора, членов совета директоров), решения по вопросам заключения крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность, реорганизация и ликвидация предприятия, изменения размера уставного капитала и т. д.

Структура холдинговой компании

Подводя итог вышесказанному, можно определить следующую структуру холдинговой компании: существует некая управляющая (головная) компания, которая имеет возможность влиять на деятельность подчиненных компаний.

При этом подчиненные компании могут быть как дочерними (зависимыми) по отношению к управляющей, так и управляемыми путем приобретения управляющей компанией (ее представителями) функций исполнительных органов управляемой организации.

Сразу следует отметить, что при создании холдинговой компании в России перед учредителями встает ряд проблем.

Первый вопрос - как создать такую структуру холдинга, при которой связи между его участниками (хозяйственные, административные и др.) не будут противоречить законодательству.

Наиболее часто встречаются такие ограничения, как антимонопольные запреты и некоторые запреты корпоративного права.

Сделки, в совершении

которых имеется заинтересованность

Законодательство накладывает ряд ограничений, затрудняющих "прямое" управление предприятием со стороны холдинга.

Во-первых, это ограничения по совершению заинтересованных сделок.

Согласно главе XI Закона "Об акционерных обществах", "Лицами, заинтересованными в совершении обществом сделки, признаются член совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, занимающее должность в иных органах управления общества, акционер (акционеры), владеющий совместно со своим аффилированным лицом (лицами) 20 или более процентами голосующих акций общества, в случае, если указанные лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры, а также все их аффилированные лица:

- являются стороной такой сделки или участвуют в ней в качестве представителя или посредника;

- владеют 20 или более процентами голосующих акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или участвующего в ней в качестве представителя или посредника;

- занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или участвующего в ней в качестве представителя или посредника".

В соответствии со ст. 82 Закона "Об акционерных обществах" вышеуказанные лица обязаны довести до сведения совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и аудитора общества информацию:

- о юридических лицах, в которых они владеют самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) 20 или более процентами голосующих акций (долей, паев);

- о юридических лицах, в органах управления которых они занимают должности;

- об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами.

В соответствии с Законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

К порядку заключения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, законом установлены следующие требования.

Решение о заключении обществом с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее 1000 сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов директоров, не заинтересованных в ее совершении.

Решение о заключении обществом с числом акционеров - владельцев голосующих акций 1000 и более сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов независимых директоров, не заинтересованных в ее совершении.

Независимый директор - член совета директоров (наблюдательного совета) общества, не являющийся единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или членом коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), если при этом его супруг (супруга), родители, дети, братья, сестры не являются лицами, занимающими должности в органах управления.

Для принятия решения о заключении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, советом директоров (наблюдательным советом) общества должно быть установлено, что стоимость, которую общество получит за отчуждаемое имущество или предоставляемые услуги, не ниже рыночной стоимости этого имущества или услуг, определяемой в соответствии со ст. 77 Закона "Об акционерных обществах", либо стоимость приобретения имущества или услуг не превышает рыночной стоимости этого имущества или услуг, определяемой в соответствии с той же статьей.

Решение о заключении обществом сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается общим собранием акционеров - владельцев голосующих акций большинством голосов акционеров, не заинтересованных в сделке, в следующих случаях:

- если сумма оплаты по сделке и стоимость имущества, являющегося предметом сделки, определяемая в соответствии со ст. 77 Закона "Об акционерных обществах", превышают 2 процента активов общества;

- если сделка и (или) несколько взаимосвязанных между собой сделок являются размещением голосующих акций общества или иных ценных бумаг, конвертируемых в голосующие акции, в количестве, превышающем 2 процента ранее размещенных обществом голосующих акций.

Заключение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, не требует решения общего собрания акционеров в случаях, если:

- сделка представляет собой заем, предоставляемый заинтересованным лицом обществу;

- сделка совершается в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности между обществом и другой стороной, имевшей место до момента, с которого заинтересованное лицо признается таковым в соответствии с Законом (решение не требуется до даты проведения следующего общего собрания акционеров).

В случае невозможности определения на дату проведения общего собрания акционеров сделок, совершаемых в продолжение хозяйственных отношений между обществом и другой стороной сделки, в совершении которых в будущем может возникнуть заинтересованность, требования об утверждении общим собранием акционеров считаются выполненными при условии принятия общим собранием акционеров решения об установлении договорных отношений между обществом и иным лицом с указанием характера сделок, которые могут быть совершены, и их предельных сумм.

В случае, если все члены совета директоров (наблюдательного совета) общества признаются заинтересованными лицами, сделка может быть совершена по решению общего собрания акционеров, принятому большинством голосов акционеров, не заинтересованных в сделке.

В случае, если сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, одновременно является крупной сделкой, связанной с приобретением или передачей обществом имущества, к порядку ее совершения применяются положения гл. X Закона "Об акционерных обществах".

Антимонопольные запреты

Основными проблемами при создании и деятельности холдинговой компании являются ограничения, накладываемые на хозяйствующих субъектов антимонопольным законодательством. Сама по себе интеграция компаний с целью увеличения прибыли, выход на новые рынки и т. п. уже являются предметом пристального внимания антимонопольных органов. Поэтому, чтобы правильно сформировать холдинговую структуру, все возможные варианты нарушения антимонопольного законодательства нужно знать заранее и соответственно планировать деятельность по созданию холдинга.

Согласно ст. 17 Закона РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" федеральным антимонопольным органом осуществляется государственный контроль:

за созданием, слиянием и присоединением объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);

за слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда.

В этих случаях лица или органы, принимающие решения о создании, реорганизации, ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций, представляют в федеральный антимонопольный орган помимо документов, представляемых в регистрирующие органы в соответствии с законодательством Российской Федерации, ходатайство о даче согласия на создание, реорганизацию, ликвидацию коммерческих и некоммерческих организаций, сведения об основных видах деятельности и объемах производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг).

Федеральный антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство, если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего положения соответствующей организации и (или) ограничению конкуренции либо при рассмотрении представленных документов обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения, является недостоверной. Федеральный антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство в случае выполнения требований, направленных на обеспечение конкуренции.

Федеральный антимонопольный орган также должен быть уведомлен заявлением учредителей (одного из учредителей) в 15-дневный срок со дня государственной регистрации (внесения изменений в государственный реестр) о создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а также о слиянии или присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по балансу превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.

При создании холдинга следует обратить внимание на выполнение требования о получении предварительного согласия и последующего уведомления федерального антимонопольного органа, так как государственная регистрация коммерческих организаций и их объединений, созданных или реорганизованных без такого согласия, может быть признана в судебном порядке недействительной по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в пределах его компетенции).

На практике при создании холдинга чаще встречается ситуация приобретения контролирующим предприятием различного вида прав по отношению к подконтрольным лицам. Это могут быть следующие случаи:

лицом, за исключением учредителей хозяйственного общества при его образовании, приобретаются акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций (долей);

одним хозяйствующим субъектом приобретаются в собственность или пользование основные производственные средства или нематериальные активы другого хозяйствующего субъекта и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10 процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество;

лицом приобретаются права, позволяющие определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.

Во всех вышеперечисленных вариантах, а также их сочетании, согласно ст. 18 Закона "О конкуренции" требуется предварительное согласие федерального антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица.

В то же время проблемы с получением разрешения и уведомлением антимонопольных органов возникают только при выполнении определенных условий. Так, предварительное согласие на осуществление таких сделок требуется только в случаях, если суммарная балансовая стоимость активов приобретающих и приобретаемых лиц превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда или одним из этих лиц является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта.

Для совершения вышеуказанных сделок лица обязаны представить в федеральный антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на их совершение и сообщить информацию, необходимую для вынесения решения в соответствии с перечнем информации, утверждаемым федеральным антимонопольным органом. Данный перечень подробно определен в Приказе МАП РФ от 13 ноября 1995 г. N 145 "Об утверждении и направлении на регистрацию положения о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Кроме получения предварительного согласия на совершение сделки, федеральный антимонопольный орган подлежит уведомлению по заявлению юридического или физического лица в 15-дневный срок после совершения вышеуказанных сделок, если суммарная балансовая стоимость активов приобретающих и приобретаемых лиц превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, часто приходится представлять информацию в антимонопольные органы 2 раза: до и после совершения сделок.

Таким образом, для реализации схемы холдинга, основанной на осуществлении вышеперечисленных мероприятий, обязательно должно быть получено согласие антимонопольного органа. Данный вопрос является очень важным и, к сожалению, ему не всегда уделяется достаточное внимание. И совершенно напрасно, т. к. санкции, предусмотренные за нарушение антимонопольного законодательства, никак нельзя назвать незначительными.

Нередко наложение антимонопольным органом соответствующих санкций ставит под угрозу само существование холдинговой компании.

Действительно, ведь согласно ст. 19 Закона "О конкуренции..." сделки, совершенные в нарушение порядка, установленного антимонопольным законодательством, приводящие к возникновению или усилению доминирования и (или) ограничению конкуренции, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в пределах его компетенции) в случае неисполнения участниками сделок требований федерального антимонопольного органа по восстановлению необходимых условий конкуренции в установленные им сроки. Решение федерального антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций или некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.

Неисполнение решений федерального антимонопольного органа является основанием для признания соответствующей сделки недействительной по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в пределах его компетенции).

Кроме того, нарушение требований по получению согласия (уведомления) федерального антимонопольного органа на совершение сделок является основанием для наложения штрафных санкций в соответствии с Законом "О конкуренции...". А согласно ст. 23 этого Закона за невыполнение предписаний антимонопольного органа штраф может доходить до 25000 (!) минимальных размеров оплаты труда, конкретно для рассмотренных выше случаев штрафные санкции могут составить до 5000 - 8000 минимальных размеров оплаты труда, что также является довольно ощутимой суммой. Следует также упомянуть о возможной ответственности руководителей коммерческих и некоммерческих организаций за несоблюдение требований антимонопольного законодательства. Такая ответственность предусмотрена ст. 24 упомянутого Закона. Кроме того, руководители коммерческих и некоммерческих организаций могут нести также уголовную ответственность (ст. 178 УК РФ) за нарушение антимонопольного законодательства.

Таким образом, соблюдение ограничений, предусмотренных антимонопольным законодательством, является одним из важнейших моментов при составлении юридической схемы формирования холдинговой компании.

Для этого, во-первых, необходимо своевременно получать разрешения и уведомлять антимонопольные органы о предстоящих сделках, удовлетворяющих приведенным выше условиям.

Второй важный момент при организации холдинга - избежание, по возможности, образования "группы лиц", так как в этом случае группа лиц рассматривается антимонопольным законодательством в целом как одно лицо. Поэтому необходимо разобрать понятие "группы лиц" по Закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Контроль за финансово - хозяйственной

деятельностью управляемого предприятия

Важным вопросом при составлении схемы будущего холдинга является вопрос юридических и фактических вертикальных и горизонтальных управленческих отношений в холдинге.

Возможность подчинения всех звеньев холдинговой компании централизованному руководству необходимо проработать уже на этапе создания холдинга. В случае получения во владение акций (долей) предприятий холдинга, для целей руководства обществом следует использовать полномочия холдинга на общем собрании акционеров (участников) общества и в его совете директоров (наблюдательном совете).

Например, для получения отчетов о финансово - хозяйственной деятельности общества общее собрание акционеров (участников) и (или) совет директоров могут использовать такой орган, как ревизионная комиссия общества.

Целесообразно разработать и принять на общем собрании акционеров (участников) Положение о ревизионной комиссии управляемого общества. В данном положении следует описать порядок работы ревизионной комиссии и порядок предоставления отчетов совету директоров общества, ответственность членов ревизионной комиссии и т. д. В устав общества нужно будет внести изменения (там, где это потребуется) о компетенции ревизионной комиссии.

Полномочия ревизионной комиссии достаточно обширны: ее члены имеют доступ ко всей документации, касающейся деятельности общества, все работники общества (в том числе и руководство) обязаны по требованию членов ревизионной комиссии давать необходимые пояснения в письменной и устной формах и т. п.

Кроме того, общее собрание или совет директоров имеют право назначить аудиторскую проверку в обществе, инициировать проведение инвентаризации.

Не следует забывать о том, что совет директоров имеет право создать постоянно действующий, подотчетный совету директоров орган (комиссию, комитет и т. п.), выполняющий те или иные контрольные и надзорные функции. При этом члены совета директоров смогут постоянно "держать руку на пульсе" управляемого предприятия.

Вообще приведенные методы опосредованного контроля никогда не смогут наилучшим образом позволить управлять предприятием из-за неоперативности их применения и системы буферных звеньев, приводящих к искажению изначального управляющего воздействия.

Именно поэтому необходимо стремиться к возможности непосредственного оперативного контроля и управления над всей хозяйственной деятельностью составляющих холдинг звеньев. Данная ситуация наилучшим образом реализуется при передаче управляющему предприятию не только долей участия, но и полномочий единоличного исполнительного органа.

Только в этом случае контроль можно будет считать полным.

Перспективы развития холдингов в России

При наличии рассмотренных выше отдельных проблем существование холдинговых компаний диктуется самими экономическими реалиями - чтобы выжить в мире большого бизнеса нужно интегрироваться и в то же время совершенствовать систему управления.

Именно система холдингов позволяет наилучшим образом решить все связанные с этим проблемы.

Сейчас в России холдинги в большинстве своем создаются стихийно, не всегда взвешенно и продуманно, что зачастую ведет к возникновению различных неприятных ситуаций.

Как правило, холдинговые структуры "де юре" состоят из не связанных между собой хозяйственных субъектов (антимонопольные ограничения и стремление к разделению финансовых и товарных потоков с целью минимизации налогообложения).

Минусом такого подхода является худшая управляемость такой структуры, а также трудность с привлечением инвестиций в холдинг - ведь никак нельзя доказать юридическую связь всех его звеньев.

Естественно, что такую ситуацию нельзя назвать приемлемой.

Постепенно намечается тенденция к "легализации" связи между субъектами холдинга путем получения разрешений антимонопольных органов на создание соответствующих холдинговых структур.

Можно попытаться найти возможность "суррогатно" связать звенья холдинга с целью инвестиционной привлекательности, например, создав ассоциацию (союз) или используя одно и то же фирменное наименование (обозначение) и т. п.

------------------------------------------------------------------

Название документа