О порядке исчисления НДС при оказании коммунальных услуг с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 18 июня 2007 г. N 03-1-03/1164
Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос о порядке исчисления налога на добавленную стоимость при оказании коммунальных услуг, с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, сообщает.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Пунктом 2 ст. 154 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным категориям потребителей в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенциями признаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов; субсидиями признаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Таким образом, согласно вышеуказанной норме Кодекса бюджетные средства, предоставляемые налогоплательщикам на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов, а также на условиях долевого финансирования целевых расходов, при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость не учитываются.
КонсультантПлюс: примечание.
Приказ Минфина России от 21.12.2005 N 152н утратил силу с 1 января 2007 г. в связи с изданием Приказа Минфина России от 08.12.2006 N 168н. Действующие Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ утверждены Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.2005 N 152н, расходы за счет средств бюджетов по реализации мер государственной социальной защиты, установленной законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными актами муниципальных образований (вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования), в том числе на оплату льгот отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, относятся на подстатью 262 "Пособия по социальной помощи населению" ст. 260 "Социальное обеспечение" Экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Таким образом, указанные бюджетные средства выделяются не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов (то есть указанные бюджетные средства не относятся на соответствующие подстатьи ст. 240 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям" Экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации), а выделяются на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых организациями данной категории потребителей.
Следовательно, при оказании жилищно-коммунальных услуг (по ценам ниже уровня государственных регулируемых цен) с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, и с учетом предоставляемых из бюджета в виде социальной помощи населению на оплату льгот отдельным категориям граждан по оплате вышеуказанных услуг, налоговая база определяется исходя из уровня государственных регулируемых цен (в том случае, если указанные выше услуги оказываются с учетом субсидий или субвенций, предоставляемых бюджетами различного уровня). При этом согласно п. 1 ст. 167 Кодекса моментом определения налоговой базы является ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Таким образом, в случае, если денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией услуг по льготным тарифам, выделяются не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов, а на оплату услуг, оказываемых льготным категориям граждан, то выделение таких денежных средств не позволяет применять порядок определения налоговой базы, приведенный в абз. 2 и 3 п. 2 ст. 154 Кодекса, согласно которому налоговая база определяется исходя из фактических цен реализации.
Одновременно сообщаем, что согласно пп. 5 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Письменные разъяснения по вопросу порядка исчисления налога на добавленную стоимость при оказании коммунальных услуг, с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, приведены в Письмах Минфина России от 04.05.2006 N 03-04-11/79, от 27.07.2006 N 03-04-11/126, от 02.10.2006 N 03-04-11/183, от 01.11.2006 N 03-04-11/201 и от 29.11.2006 N 03-04-11/226.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Т. В.ШЕВЦОВА
18.06.2007