Вправе ли муниципальный орган заключить договор аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, с организацией, которая первая обратилась в муниципальный орган с заявлением, без проведения торгов при наличии заявлений от других организаций?

Ответ: Если договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, планируется заключать для каких-либо иных целей, чем строительство, то право на заключение такого договора аренды предоставляется в соответствии с порядком, установленным в акте уполномоченного органа местного самоуправления.

В то же время суды указывают, что, в случае если имеется несколько претендентов на заключение договора аренды земельного участка, должны проводиться торги, по результатам которых определится победитель, с которым и будет заключен договор аренды в отношении спорного земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 264 Гражданского кодекса РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ.

В ст. 34 ЗК РФ установлен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

На основании п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Кроме того, в ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" закреплено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В судебной практике сформировалась позиция, что при наличии нескольких заявлений уполномоченному органу следует проводить торги.

Так, в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 16.07.2013 N Ф03-2010/2013 указывается, что порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в случае если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, ЗК РФ не урегулирован. Следовательно, претендент на спорный участок должен быть определен по правилам п. 4 ст. 30 ЗК РФ путем выставления на торги права на заключение договора аренды земельного участка.

Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пп. 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.

Также в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 26.04.2012 N А15-1104/2011 закрепляется, что порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в случае если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, ЗК РФ не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам, предусмотренным ст. 34 ЗК РФ.

Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги.

На основании изложенного считаем, что если договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, планируется заключать для каких-либо иных целей, чем строительство, то право на заключение такого договора аренды предоставляется в соответствии с порядком, установленным в акте уполномоченного органа местного самоуправления.

В то же время суды указывают, что, в случае если имеется несколько претендентов на заключение договора аренды земельного участка, должны проводиться торги, по результатам которых определится победитель, с которым и будет заключен договор аренды в отношении спорного земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

Ю. Ю.Терехина

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

25.10.2013