Субсидиарная ответственность Министерства обороны Российской Федерации по обязательствам подведомственных воинских частей, предприятий и учреждений

(Терешкович С. В.) ("Право в Вооруженных Силах", NN 10, 11, 1999) Текст документа

СУБСИДИАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ

/"Право в Вооруженных Силах", N 10, 1999/

С. В. ТЕРЕШКОВИЧ

С. В. Терешкович, майор юстиции, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Одним из видов гражданско - правовой ответственности является субсидиарная ответственность, под которой понимается ответственность перед кредитором лица, не являющегося стороной по обязательству, дополнительно к ответственности другого лица - основного должника по обязательству. В соответствии с п. 1 ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) субсидиарная ответственность может быть возложена на лицо в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства. Так, субсидиарную ответственность несут: учредители (участники), собственники имущества юридического лица или другие лица, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана указанными лицами (п. 3 ст. 56 ГК); Российская Федерация по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК); собственник имущества учреждения по его долгам при недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения (п. 2 ст. 120 ГК), и др.

I. Проблема субсидиарной ответственности Министерства обороны Российской Федерации и проблема определения гражданско - правового статуса подведомственных воинских частей, предприятий, учреждений

Проблема субсидиарной ответственности Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны) по обязательствам подведомственных воинских частей, предприятий и учреждений неотъемлемым образом связана с проблемой определения и закрепления в законодательстве гражданско - правового статуса (далее - статуса) последних. Без определения статуса подведомственных Министерству обороны организаций невозможно дать ответ о возможности привлечения Министерства обороны к субсидиарной ответственности по их обязательствам. Из общих основ гражданского законодательства следует, что коллективные образования, в том числе воинские части, могут участвовать в хозяйственном обороте, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде только при признании их юридическими лицами <*>. В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке. -------------------------------- <*> См.: Брагинский М. И. Юридические лица // Хозяйство и право, 1998, N 3, с. 12.

Все ли организации, подведомственные Министерству обороны, могут быть признаны юридическими лицами? По-видимому, нет. Для того чтобы признать организацию юридическим лицом, необходимо, чтобы она соответствовала признакам, указанным в ч. 1 ст. 48 ГК, согласно которой юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс или смету. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27 мая 1997 г. N 806/97 указывается, что арбитражному суду надлежало установить, обладает ли ответчик признаками юридического лица, в частности, проверить наличие у него обособленного имущества и сметы, позволяющих ему нести имущественную ответственность по договорным обязательствам. При наличии у ответчика денежных средств необходимо было выяснить, наделен ли руководитель ответчика правом самостоятельно распоряжаться этими средствами <*>. Большинство подведомственных Министерству обороны воинских частей, предприятий, учреждений соответствуют этим признакам <**>. Арбитражная практика свидетельствует о том, что в настоящее время представитель воинской части может доказать в суде, что воинская часть не является юридическим лицом, только если представит доказательства того, что воинская часть не имеет своего расчетного счета, не состоит на учете в налоговых органах, командир воинской части не имеет права самостоятельно распоряжаться денежными средствами, полученными по смете. Справка о том, что воинская часть не занесена в государственный реестр юридических лиц при ее соответствии всем остальным признакам, указанным в ч. 1 ст. 48 ГК, не является основанием для непризнания воинской части юридическим лицом. Характерным примером является Постановление Президиума ВАС РФ N 6068/97 от 21 апреля 1998 г., в котором Президиум ВАС РФ, проанализировав документы и иные доказательства, сделал вывод о создании и функционировании КЭУ города Москвы как учреждения, по существу обладающего признаками юридического лица, приведенными в статьях 48 и 52 ГК, и особенно отметил, что факт отсутствия регистрации КЭУ города Москвы как юридического лица в данном случае не может быть принят во внимание, поскольку на момент его создания регистрации военных организаций не требовалось <***>. -------------------------------- <*> Вестник ВАС РФ, 1997, N 8, с. 25. <**> См.: Манов В. В. К вопросу о гражданско - правовом статусе воинской части // Право в Вооруженных Силах, 1998, N 3, с. 37. <***> Вестник ВАС РФ, 1998, N 7, с. 55 - 56.

Министерство обороны не является собственником имущества подведомственных воинских частей, предприятий, учреждений. В соответствии с п. п. 1, 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации <*> (далее именуется Положение) Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти и центральным органом военного управления. Как центральный орган военного управления Министерство обороны Российской Федерации входит в общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона "Об обороне"). В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Собственником имущества воинских частей, предприятий, учреждений, подведомственных Министерству обороны, является государство - Российская Федерация. -------------------------------- <*> Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г. N 1357.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации являются государственной военной организацией, составляющей основу обороны Российской Федерации. Отсюда неизбежно следует вывод, что организации, входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, также являются государственными. ГК последовательно исходит из того, что юридическими лицами могут признаваться только такие образования, которые построены по одной из указанных в самом законе моделей <*>. В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 48 ГК к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения. Перечень, приведенный в указанной норме, является исчерпывающим. Следовательно, подведомственные Министерству обороны организации как юридические лица могут создаваться и существовать в одной из трех организационно - правовых форм: государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения; государственное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие); государственное учреждение. -------------------------------- <*> См.: Брагинский М. И. Указ. соч., с. 13. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М., 1995, с. 95 - 96.

Из статей 48 и 50 ГК следует, что юридические лица могут создаваться и функционировать только в такой организационно - правовой форме, которая прямо предусмотрена законом. Коммерческие организации могут создаваться только в формах, перечисленных в п. 2 ст. 50 ГК, а некоммерческие организации в соответствии с п. 3 ст. 50 ГК - в перечисленных в нем формах или в других формах, предусмотренных законом. Коммерческие организации Министерства обороны, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (к ним относятся предприятия и некоторые научно - исследовательские организации Министерства обороны), могут создаваться и существовать в форме государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, или в форме государственного унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления. Некоммерческие организации Министерства обороны могут создаваться и существовать только в форме государственного учреждения. Наиболее урегулирован в настоящее время вопрос со статусом подведомственных государственных предприятий Министерства обороны. Большую роль в этом сыграла норма, закрепленная в п. 6 ст. 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в соответствии с которой к созданным до официального опубликования части первой ГК государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, а также федеральным казенным предприятиям применяются соответственно нормы ГК об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения (ст. ст. 113, 114, 294, 295, 299, 300), и унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (ст. ст. 113, 115, 296, 297, 299, 300). Учредительные документы этих предприятий должны быть приведены в соответствие с ГК в порядке и в сроки, которые будут определены при принятии закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях <*>. За прошедшие четыре года большинство подведомственных Министерству обороны предприятий привели свои учредительные документы в соответствие с ГК, включены в государственный реестр юридических лиц и действуют в форме государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, или государственного унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления. Учредителем государственных унитарных предприятий выступает Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, которым Правительство Российской Федерации делегировало свои полномочия. В соответствии с подп. 10 ст. 11 Положения Министр обороны Российской Федерации подготавливает в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий, входящих в состав Вооруженных Сил, в установленном порядке утверждает уставы этих предприятий (за исключением казенных) <**>, определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей указанных предприятий, заключения, изменения и расторжения контрактов с этими руководителями. По мнению автора, с момента утверждения Положения не должна применяться норма, установленная п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 908 "Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия" (с последующими изменениями и дополнениями), в соответствии с которой федеральный орган исполнительной власти утверждает устав подведомственного казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), разработанный на базе Типового устава. -------------------------------- <*> Принятие закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях предусмотрено п. 6 ст. 113 ГК. До настоящего времени закон не принят. <**> В соответствии с п. 2 ст. 115 ГК учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации определен статус военно - учебных заведений Министерства обороны. В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с последующими изменениями и дополнениями) они должны быть приведены к организационно - правовой форме "государственные образовательные учреждения". Ряд военно - учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации уже прошли государственную регистрацию в указанной форме. Законом определено, что учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации (п. 2 ст. 11 Закона Российской Федерации "Об образовании", п. 13 ст. 6 Федерального закона "Об обороне"). Деятельность государственных образовательных учреждений в соответствии с п. 5 ст. 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" должна регулироваться типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Практика же показывает, что в настоящее время учредителями образовательных учреждений, реализующих военные образовательные программы, выступают входящие в состав Правительства Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, в которых Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрена военная служба, они же утверждают устав и типовые положения <*>, хотя в соответствии с подп. 27 ст. 11 Положения Министр обороны Российской Федерации лишь представляет предложения по созданию, реорганизации и ликвидации военных образовательных учреждений профессионального образования. -------------------------------- <*> Так, высшие военно - учебные заведения Министерства обороны действуют на основании Положения о высших военно - учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, введенного в действие Приказом Министра обороны Российской Федерации 1994 г. N 110.

В соответствии с подп. 9 ст. 11 Положения полномочия по созданию, реорганизации и ликвидации остальных федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству обороны, переданы Министру обороны Российской Федерации. Наиболее сложным остается вопрос статуса органов военного управления, соединений, воинских частей (далее - воинские части), подведомственных Министерству обороны. По мнению автора, воинские части, обладающие признаками, указанными в п. 1 ст. 48 ГК, являются по своей сути ничем иным, как государственными военными учреждениями, полностью соответствующими признакам, установленным ст. ст. 120, 296, 298 ГК и ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях". В соответствии с действующим законодательством учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично собственником (п. 1 ст. 120 ГК, п. 1 ст. 9 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). Как следует из приведенной выше нормы закона, перечень функций некоммерческого характера, в целях осуществления которых создаются учреждения, не является исчерпывающим. В соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об обороне" воинские части входят в общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации и предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации (п. 2 ст. 10 Федерального закона "Об обороне), т. е. создаются для выполнения оборонных функций, не связанных с извлечением прибыли. Ранее уже указывалось, что воинские части являются государственными организациями, имущество, закрепленное за ними, является федеральным. В соответствии со ст. ст. 125, 214 ГК от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации 1994 г. N 96 и Указом Президента Российской Федерации 1997 г. N 1063 управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Министерство государственного имущества Российской Федерации. Имущество закрепляется за воинскими частями на праве оперативного управления. В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК воинские части в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют права владения, пользования, распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Воинские части в полном соответствии со ст. 298 ГК не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете. Так, при наличии в воинских частях имущества, подлежащего высвобождению, его реализация должна осуществляться в соответствии с Порядком высвобождения военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 г. N 623). Решение о высвобождении военного имущества принимает Министерство государственного имущества Российской Федерации по представлению Министерства обороны. Реализацию высвобождаемого военного имущества осуществляет Российский фонд федерального имущества, а также на основании заключенных с ним агентских договоров - Государственное унитарное предприятие по реализации военного имущества и Центральное управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Министерства обороны. Финансирование воинских частей осуществляется государством из федерального бюджета. В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона "Об обороне" финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ассигнования средств Министерству обороны, другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны <*>. В соответствии со статьей 38 Положения о финансовом хозяйстве воинской части, введенного в действие Приказом Министра обороны 1973 г. N 80, источником финансирования воинской части являются средства федерального бюджета, отпускаемые по смете Министерства обороны. Анализируя п. п. 1, 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, можно сделать вывод, что воинские части являются бюджетными учреждениями как организации, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, созданные органами государственной власти Российской Федерации для осуществления оборонных функций, деятельность которых финансируется из федерального бюджета на основе сметы доходов и расходов. Воинские части используют бюджетные средства в строгом соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. -------------------------------- <*> См. также ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Воинские части, как и учреждения (п. 2 ст. 120 ГК), отвечают по своим обязательствам только находящимися в их распоряжении денежными средствами. Одним из косвенных доказательств указанного обстоятельства является тот факт, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на основную часть имущества воинских частей не может быть наложено взыскание. В соответствии со ст. 58 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае отсутствия у должника - организации денежных средств, достаточных для погашения задолженности, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, изъятого из оборота либо ограничиваемого в обороте), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится. Указом Президента Российской Федерации 1992 г. N 179 (с последующими изменениями и дополнениями) утвержден Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена (далее - Перечень). К ним относится такое имущество воинских частей, как: вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, пороха, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства, ракетно - космические комплексы, системы связи и управления военного назначения, нормативно - техническая документация на их производство и эксплуатацию, другие виды имущества, указанные в Перечне. Кроме того, необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что до издания Указа Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. N 199 "О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций" действовала ст. 411 ГПК <*>, в соответствии с которой обращение взыскания на имущество предприятий, учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете, не допускалось. -------------------------------- <*> Официально указанная статья до настоящего времени не признана утратившей силу.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" учредительными документами учреждения являются решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником. В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Арбитражная практика свидетельствует, что арбитражные суды признают соответствующие нормативно - правовые акты Министерства обороны как общие положения об организациях данного вида. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 3 сентября 1996 г. N 803/96 указывается, что воинская часть - ответчик "в соответствии со статьями 48 и 52 Гражданского кодекса Российской Федерации обладает всеми признаками юридического лица и действует на основании Положения о войсковом (корабельном) хозяйстве Вооруженных Сил, введенного в действие Приказом Министра обороны 1977 г. N 105". В другом Постановлении (N 6068/97 от 21 апреля 1998 г.) Президиум ВАС РФ отметил, что КЭУ города Москвы действует на основании Положения о квартирно - эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно - Морского Флота, введенного в действие Приказом Министра обороны 1977 г. N 75, и расценил указанный нормативный правовой акт Министерства обороны как общее положение об организациях данного вида. <*> -------------------------------- <*> Вестник ВАС РФ, 1998, N 7, с. 55.

Решение о создании воинских частей, подведомственных Министерству обороны, принимают Президент Российской Федерации и Министр обороны Российской Федерации. В соответствии с пп. 11, 12 ст. 4 Федерального закона "Об обороне" Президент Российской Федерации утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации до объединения включительно, принимает решение о дислокации (по существу месте нахождения) и передислокации Вооруженных Сил Российской Федерации от соединения и выше. Министр обороны Российской Федерации в соответствии с подп. 12, 13 п. 11 Положения принимает решение о формировании и расформировании воинских частей и подразделений до полка включительно, о дислокации и передислокации воинских частей и подразделений до полка включительно, утверждает положения о главных командованиях видов Вооруженных Сил, о группах войск, флотах и органах военного управления Вооруженных Сил. Остается открытым вопрос о том, кто должен принимать решение о формировании и расформировании воинских формирований от соединения и выше. По-видимому, такое решение должен принимать Президент Российской Федерации как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации, так как Министр обороны принимает подобное решение в отношении воинских частей до полка включительно. В соответствии с подп. 6 п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные учреждения, финансируемые из федерального бюджета, выступающие в качестве истцов и ответчиков. В настоящее время арбитражные суды самостоятельно (без заявления со стороны представителя воинской части) освобождают воинские части от уплаты государственной пошлины на указанном основании. Так, арбитражный суд г. Москвы в решении по делу N А40-29646/98-15-398 указал, что войсковая часть - ответчик соответствует признакам учреждения, финансируется из федерального бюджета и на этом основании освобождается от уплаты государственной пошлины. В соответствии с п. 3 ст. 120 ГК особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. По мнению автора, в целях закрепления статуса воинских частей как государственных учреждений необходима подготовка и издание: а) Федерального закона "О порядке государственной регистрации государственных военных учреждений", в котором следует предусмотреть, что государственные военные учреждения подлежат регистрации в специально создаваемом органе юстиции при федеральном органе исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба; б) Указа Президента Российской Федерации "Об утверждении типового Положения о государственном военном учреждении". В типовом Положении следует предусмотреть, что воинские части, не обладающие признаками юридического лица, являются филиалами государственных военных учреждений, которым они непосредственно подчинены.

/"Право в Вооруженных Силах", N 11, 1999/

II. Субсидиарная ответственность Министерства обороны по обязательствам подведомственных федеральных казенных предприятий

В соответствии с п. 5 ст. 115 ГК Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. В то же время необходимо отметить, что в соответствии с п. 1.5 Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 908 (с последующими изменениями и дополнениями), государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного завода в случае недостаточности его денежных средств. Многие федеральные казенные предприятия в своих уставах повторили указанную норму Типового устава. В соответствии с п. 5 ст. 3 ГК в случае противоречия Постановления Правительства Российской Федерации Гражданскому кодексу или иному закону применяется Гражданский кодекс или соответствующий закон. Так как норма Типового устава противоречит норме ГК, она не подлежит применению. До принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) вопрос, кто именно должен нести субсидиарную ответственность от имени Российской Федерации по обязательствам федеральных казенных предприятий и государственных учреждений, оставался открытым. Большинство цивилистов сходилось во мнении, что это должно быть федеральное казначейство в лице его органов. Бюджетный кодекс прояснил и урегулировал спорную ситуацию. В соответствии с п. 4 ст. 214 ГК средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. В суде от имени казны Российской Федерации по искам подведомственных учреждений и предприятий, предъявляемых в порядке субсидиарной ответственности, должен выступать главный распорядитель средств федерального бюджета (п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса). Главным распорядителем средств федерального бюджета в соответствии с п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса признается орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. В соответствии с ч. 28 п. 11 Положения Министр обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны. При выполнении указанного полномочия Министр обороны выступает как орган Министерства обороны. Следовательно, Министерство обороны выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам подведомственных учреждений и предприятий, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности. Условием привлечения Министерства обороны к субсидиарной ответственности по обязательствам подведомственных федеральных казенных предприятий в отличие от общих условий, установленных статьей 399 ГК, является недостаточность их имущества для удовлетворения требований кредитора. Следовательно, иск к Министерству обороны со стороны кредитора подведомственного федерального казенного предприятия может последовать лишь после обращения взыскания на денежные средства и иное имущество последнего и при условии неполного удовлетворения взысканием требований кредитора. Выплата средств по исполнительным листам производится за счет казны Российской Федерации из средств федерального бюджета, выделенных Министерству обороны как главному распорядителю средств федерального бюджета (п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса).

III. Субсидиарная ответственность Министерства обороны по обязательствам подведомственных государственных учреждений

В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами <*>. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Как уже указывалось, Министерство обороны от имени казны Российской Федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственных государственных учреждений, в том числе воинских частей. -------------------------------- <*> Следует отметить, что ряд известных цивилистов, в частности М. И. Брагинский, считают, что так как в силу п. 2 ст. 298 ГК учреждение вправе самостоятельно распоряжаться связанными с осуществлением им различной деятельности доходами и приобретенным за счет таких средств имуществом, нет препятствий к тому, чтобы указанное имущество, находящееся на отдельном балансе, стало дополнительным по отношению к денежным средствам объектом взыскания по долгам учреждения (см.: Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. М., "Хозяйство и право", 1995, с. 110).

Общим условием привлечения к субсидиарной ответственности является предварительное обращение кредитора с соответствующими требованиями к основному должнику, ненадлежащим образом исполнившему (не исполнившему) взятое на себя обязательство (п. 1 ст. 399 ГК). В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК необходимым условием также является недостаточность имеющихся в распоряжении подведомственного Министерству обороны учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредитора. Доказательством наличия основания для привлечения Министерства обороны к субсидиарной ответственности является справка банка, обслуживающего подведомственное учреждение - должника, о недостаточности денежных средств на его счетах для удовлетворения требований кредитора. Если кредитором был предъявлен исполнительный лист в банк, обслуживающий учреждение - должника, доказательством будет являться отметка банка о полном или частичном его неисполнении в связи с отсутствием на расчетном (текущем) счете должника денежных средств <*>. -------------------------------- <*> См.: п. 3 Временного положения о порядке обращения взысканий на имущество организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. N 199.

Необходимо учитывать также то обстоятельство, что п. 2 ст. 399 ГК установлены два случая, когда кредитор не может предъявить субсидиарного требования к Министерству обороны: 1) если это требование может быть удовлетворено путем зачета встречного требования к подведомственному Министерству обороны учреждению. В соответствии со ст. 410 ГК обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной из сторон. Норма, приведенная в ст. 410 ГК, является императивной. Таким образом, если одна из сторон заявила о зачете встречного однородного требования, другая сторона не имеет права оспорить зачет. Так как учреждение несет ответственность только находящимися в его распоряжении денежными средствами и не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете, то речь может вестись лишь о зачете денежных обязательств. Если одно встречное требование больше по размеру другого, то оно прекращается только в соответствующей части. Следовательно, кредитор имеет право при неудовлетворении полностью зачетом его требования и недостаточности имеющихся в распоряжении подведомственного Министерству обороны учреждения денежных средств для удовлетворения оставшегося требования предъявить его к Министерству обороны. При применении зачета следует учитывать случаи недопустимости зачета, установленные ст. 411 ГК и иными законами; 2) если требование может быть удовлетворено путем бесспорного взыскания денежных средств с подведомственного Министерству обороны учреждения. В указанном случае подразумевается, что на счетах учреждения достаточно денежных средств для удовлетворения требований кредитора. В соответствии с п. 2 ст. 854 ГК по договору банковского счета без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. Бюджетным организациям, к которым относятся воинские части, следует обратить внимание на изданную во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19 января 1996 г. N 66 "О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат" телеграмму Минфина России (N 3-А1-18) и Центрального банка Российской Федерации (N 237) от 12 февраля 1996 г., в соответствии с которой средства бюджетов, поступившие на бюджетные счета учреждений и организаций от вышестоящих распорядителей средств, органов федерального казначейства и финансовых органов на выплату заработной платы и т. п. цели, не могут быть списаны в безакцептном порядке или направлены по иному назначению. В заключение хотелось бы отметить, что в соответствии с общими положениями о гражданско - правовой ответственности, установленными гл. 25 ГК, лица, несущие субсидиарную ответственность, отвечают перед кредитором на тех же основаниях, что и основной должник. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27 октября 1998 г. N 6544/98 указывается, что в соответствии со ст. 399 ГК лицо, несущее субсидиарную ответственность, отвечает перед кредитором на тех же основаниях, что и основной должник. Поэтому это лицо вправе выдвигать против требования кредитора все те возражения, которые мог бы противопоставить кредитору основной должник по обязательству, в частности ссылаться на отсутствие его вины в неисполнении обязательства согласно п. 1 ст. 401 ГК <*>. -------------------------------- <*> Вестник ВАС РФ, 1999, N 2, с. 55.

Название документа