О порядке перерасчета пеней, начисленных на сумму налога
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 июня 2007 г. N 03-02-07/1-270
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о перерасчете пеней и сообщает, что в письме не содержится достаточно информации для подготовки ответа по существу поставленного вопроса.
Вместе с тем сообщаем следующее.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика со дня вынесения налоговым органом в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов (п. 2 ст. 45 Кодекса).
Согласно п. 2 ст. 57 Кодекса при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.07.2002 N 202-О указал, что пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Кодекс не предусматривал порядка пересчета пеней в случае подачи налогоплательщиком в налоговый орган заявления об исправлении ошибок, допущенных им при оформлении поручения на уплату налога (основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус налогоплательщика).
Согласно п. 7 ст. 45 Кодекса в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ в случае, если ошибка в оформлении поручения на перечисление налога (основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус налогоплательщика) не повлекла неперечисление этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налоговый орган на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая сверка расчетов проводилась, принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства и осуществляет перерасчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ вступил в силу с 1 января 2007 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Положения Кодекса в редакции данного Федерального закона применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 г., если иное не предусмотрено этим Федеральным законом.
Положение п. 7 ст. 45 Кодекса о пересчете пеней при уточнении платежа дополнительно гарантирует защиту прав налогоплательщика, следовательно, в соответствии с п. 3 ст. 5 Кодекса оно имеет обратную силу.
Поскольку поставленные в письме вопросы касаются правоприменительной практики, то за получением разъяснений по конкретной ситуации вам следует обратиться в ФНС России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
01.06.2007